pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

Гавань в Белизе

Путешествие в Центральную Америку, как правило, сопровождается определёнными сложностями. Это, прежде всего, отсутствие прямых авиарейсов и необходимость нескольких пересадок. Конечно, если Вы живёте в Нью-Йорке или Лондоне, имеете американский или европейский «паспорт-вездеход», не требующий огромного числа въездных или транзитных виз - будет намного проще. Но даже в этом случае, Вы не застрахованы от вынужденных остановок в ненужных для Вас местах и изнурительного «промежуточного» ожидания на пути к цели Вашего вояжа.

После успешного участия совместной делегации ХГАПП и ИнтерАМИ в международном авиакосмическом салоне Farnborough 1998 в пригороде Лондона (7-13 сентября 1998 года), практически сразу после возвращения в Харьков, мы отправились в Белиз - маленькое государство в Центральной Америке.
Белиз (до 1973 года название страны было Британский Гондурас) расположен между Мексикой и Гватемалой на берегу Карибского моря. Численность населения страны - в основном это метисы, креолы и индейцы - составляет 325 тыс. человек (по переписи 2010 года). Государственный язык - английский, что выделяет Белиз из общего испаноязычного окружения соседних центрально-американских стран.
Глава государства - королева Великобритании - представлена генерал-губернатором. Местное правительство возглавляет премьер-министр, который является лидером партии, победившей на парламентских выборах (выборы проходят раз в 5 лет).
Белиз имеет очень мало своих представительств за рубежом: например, в Европе их всего четыре в Австрии, Бельгии, Италии и Великобритании. Как правило, за границей интересы Белиза представляет Посольство Великобритании.
В тоже время, удобное географическое положение страны в Центральной Америке, английский язык, развивающийся туризм сделало для нас Белиз потенциально привлекательным для создания там базы технического обслуживания самолетов марки «Антонов». Это соответствовало нашей стратегии «проникновения» на новые рынки и Белиз мог бы стать необходимым плацдармом в этом важном деле.

Добираться до Белиза, действительно, непросто. В тот момент в наших паспортах не было американских въездных виз, что определяло маршрут нашего путешествия, который должен быть проложен таким образом, чтобы не залетать в США. Это всё значительно усложняло, тем не менее - задача, после поисков приемлемого варианта, была, всё-таки, решена. Четыре (!) остановки по ходу и мы у цели: Киев - Амстердам - Мехико - Гватемала Сити - Сан Сальвадор - Белиз Сити.


На фото: перед вылетом на внутреннем рейсе из Белиз-сити в Сан-Педро (остров Амбергрис Кэй Ambergris Caye) на самолете Cessna 208 Caravan местной авиакомпании Tropic Air (Белиз, Belize City Municipal Airport, 16 сентября 1998 года)

Наш трансатлантический перелет проходил еще в те времена, когда на борту самолета разрешалось курить…
Что Вам сказать: сегодня это выглядит дико, но тогда, несмотря на мощные системы вентиляции в самолете, было такое впечатление, что попал в «избу-читальню» где-нибудь в Сибири в начале прошлого века. Помните из фильмов: крестьяне с интересом слушают новости о коллективизации, при этом чадят своими самокрутками, набитыми «лютым» самосадом. В такой избе создавалось впечатление предпожарного задымления, блуждающего среди нескольких десятков пар светящихся глаз.
Тоже ощущали и мы - к концу рейса вся одежда пропиталась едким табачным дымом, зловонный запах которого надолго отбивал «курительную романтику».

После грандиозного Amsterdam Schiphol Airport и невероятно загруженного Международного аэропорта имени Бенито Хуареса в Мехико Aeropuerto Internacional de la Ciudad de México (имя президента страны мексиканский порт получил в 2006 году), мы приземлились в Гватемала Сити.

Aeropuerto Internacional La Aurora в Гватемале на тот период представлял из себя довольно жалкое зрелище. Кругом царило запустение и полное отсутствие лоска «воздушных ворот» страны. Первое впечатление было таким, что хотелось побыстрее выбраться отсюда и полететь куда-то в другое место. Перед пограничным и таможенным контролем в здании аэропорта повсеместно были наклеены на обшарпанные стены небольшие плакаты с красноречивым рисунком. Там был изображен унитаз, в который чья-то рука швыряет пакет с белым порошком. Надпись под этим художеством уточняла сюжет: «Воспользуйся последним шансом и спаси себя». Вот такие пожелания - ни тебе «Добро пожаловать» или что-то в этом роде…

Только через 10 лет после нашего визита, Международный аэропорт La Aurora всё-таки приведут в порядок: в июле 2007 года завершится реконструкция здания пассажирского терминала, будут увеличены размеры взлётно-посадочной полосы до 2,987 м × 60 м и процесс дальнейших улучшений будет продолжаться до сегодняшнего дня.

Запомнилась ещё маленькая стоянка для автотранспорта и большое число жутко старых американских машин (их тогда мы называли «крокодилами»). Один из таких раритетов - весь ржавый, с незакрывающейся и прихваченной стальной проволокой крышкой багажника, сорокалетний Cadillac - стал нашим транспортным средством, чтобы добраться до гостиницы в Гватемала Сити.

Ещё будучи в Харькове, мы сделали заказ отеля в Гватемале. Я прошу обратить внимание: «на дворе» был 1998 год и технология бронирования гостиниц по интернету только делала первые свои шаги. На жутко медленных сайтах можно было получить минимум информации, после этого необходимо было звонить в гостиницу по телефону, чтобы услышать подтверждение заказа и всё равно никто не мог гарантировать, что с Вашим ночлегом будет всё хорошо. Об оплате по карте в этих случаях ещё, как Вы понимаете, речь не шла.
Итак, с помощью таких нехитрых действий и учитывая низкий уровень жизни в Гватемале, мы решили заказать «лучшую», на наш взгляд, гостиницу столицы этого центрально-американского государства. По нашему мнению, такой должна была стать гостиница Ritz.
Почему? - Да потому что, не может плохой отель называться таким всемирно известным именем. Не знаю, но нас не смутила стоимость проживания: в отличие от парижского Ritz на 15 Place Vendôme, где сутки в одноместном номере сегодня обойдутся постояльцу не меньше 1.200 EUR, гватемальский «однофамилец» предлагал «комфортное пребывание» в апартаментах всего за 30 USD в день…

Дорога на такси от аэропорта заняла полтора часа. Наше авто передвигалось очень медленно сквозь пробки и бездумно расположенные перекрестки. Город произвел очень мрачное впечатление: неухоженные дома, обилие вооруженных людей на улице, хаос в архитектуре - всё это создавало гнетущее чувство опасности и незащищенности.

Наконец, поездка завершилась возле криво прибитой таблички «Ritz Continental», расположенной рядом с дверью, которую уже давно пора было сдавать в утиль. Приятным моментом во всем этом была цена за проезд на такси. 1,5 часа путешествия на «антикварном» автомобиле обошлись около 2 USD, что мы сразу оплатили в местной валюте - «гватемальских кетсалях».


На фото: вверху слева - так выглядит гватемальский Ritz. Рекламные фотографии гостиницы и её номеров, сделанные при хорошем освещении и в выигрышном ракурсе, могут ввести в заблуждение путешественников. На самом деле, гостиница была со старой мебелью, разбитыми оконными стеклами, грязными полами, тусклом освещении коридоров, жёлто-коричневыми потёками от неисправной канализации… Всё это дополнял какой-то шум и барабанная дробь практически всю ночь гуляющих рядом местных жителей. Одним словом: экзотика во всех её проявлениях.
На фото внизу справа - банкнота, достоинством 1 кетсаль (Quetzal guatemalteco GTQ, курс 1 USD = 7,6365 GTQ на 27 июня 2016 года). На купюре изображен Президент Республики Гватемала Хосе Мария Орельяна Пинто José María Orellana Pinto (в должности с декабря 1921 по сентябрь 1926 года). Эта бумажная банкнота 20 августа 2007 года была заменена на полимерную купюру с тем же дизайном


Мы без сожаления покидали Гватемалу. Дальнейший путь лежал через Сальвадор в Белиз. Прибыв в гватемальский Aeropuerto Internacional La Aurora и после всех необходимых процедур, мы направились к самолету, где нас ждал приятный сюрприз.


На фото: самолет A320 сальвадорской авиакомпании TACA Airlines. Именно на ней утренним рейсом AV 589 мы улетели из Гватемала Сити (GUA) в Сан Сальвадор (SAL), а затем после часового ожидания в современном здании аэропорта Сан Сальвадора Monseñor Óscar Arnulfo Romero International Airport рейсом AV 414 той же TACA Airlines состоялся полёт в Белиз


На фото: аэропорт Сан Сальвадора Monseñor Óscar Arnulfo Romero International Airport

Самолёт А320 авиакомпании TACA Airlines (Transportes Aereos del Continente Americano) из Сальвадора поразил своей новизной, чистотой пассажирского салона и высоким уровнем обслуживания на борту. В то время флот TACA Airlines был кардинально обновлен: вместо американских Boeing 737 и 767, выбор владельцев компании остановился на новейших модификациях европейских Airbus. Кстати, такой «европейский выбор» TACA Airlines сохраняет до сих пор. По сообщению ряда местных средств массовой информации, компания в ближайшем будущем станет эксплуатантом самых современных Airbus A320neo, что позволит ей подтвердить свои лидирующие позиции в Центральной Америке. Всем ближайшим государствам-соседям было далеко до авиационного успеха Сальвадора, что невольно заставляло задуматься: «А в чём, собственно, секрет?»
Оказалось всё просто: Сальвадор сделал ставку на бизнес, свободное предпринимательство и минимизировал участие государства в жизни активной части общества.
Известно, что коррупция в странах Центральной Америки является системной проблемой. Так вот, Сальвадор не стал делать так, когда одна половина общества («борцы с коррупцией») пытаются побороть другую половину («коррупционеров») при постоянном увеличении государственного регулирования экономикой. На опыте многих стран такой подход приводил к олигархизации общества, росту объемов коррупции и числа мздоимцев, а народ скатывался на дно нищеты.
Многие высказывают мнение по поводу победы над коррупцией - мол, этого можно достичь только в условиях реальной свободы мысли и действий. Сальвадорцы не стали искать тысячи «честных чиновников» в бедной стране - они просто уменьшили «в разы» бюрократию как таковую и начали жить по рыночным законам без огромной армии продажных чинуш.
Поэтому и самолёты самые современные, и США вместе с Западным миром в друзьях, и иностранцам (наравне с местными) в Сальвадоре позволено приобретать на своё имя любую землю, включая участки на тихоокеанском побережье, без каких-либо ограничений.
Чистые, обсаженные деревьями улицы престижных мест столицы излучают тишину и спокойствие. В магазинах всегда есть последние коллекции одежды из США (товары американского происхождения составляют треть всего импорта), а в столичных кинотеатрах своевременно проходят премьеры голливудских лент. В далёком прошлом осталась 13-летняя гражданская война (с 1979 по 1992 год), бесчинства «эскадронов смерти» los escuadrones de la muerte и громкие коррупционные скандалы…

С такими рассуждениями мы усаживались в удобные кожаные кресла Airbus А320-200 TACA Airlines для преодоления последнего участка нашего путешествия. Рейс Сан Сальвадор - Белиз Сити был коротким: всего 1 час 5 минут и мы на месте.
Мягкая посадка в Philip S. W. Goldson International Airport, расположенного в 30 минутах езды от самого большого города страны - Белиз Сити. Кстати, аэропорт Белиза назван в честь главного редактора газеты, потом ставшего политиком и членом местного Парламента (Палаты Представителей) Филипа Голдсона Philip Stanley Wilberforce Goldson. Он заслужил авторитет в своей стране в 90-е годы прошлого века, когда стал вдохновителем жёсткой линии в Парламенте по противодействию территориальным претензиям со стороны соседней Гватемалы. Так что, Филип Голдсон был и останется для белизцев символом «предупреждения и недопущения» потери собственных территорий.


На фото: «воздушные ворота» Белиза - Philip S. W. Goldson International Airport. Аэропорт был открыт в 1943 году и до сегодняшнего дня является «аэродромом совместного использования гражданскими и военными воздушными судами» . В частности, здесь базируются Королевские военно-воздушные силы Великобритании Royal Air Force (RAF) в Белизе в составе No.1417 (Tactical Ground Attack) Flight RAF и No.1563 (Helicopter support) Flight RAF с вертолётами Puma HC1 и Puma HC2. Контингент британских войск обосновался в Белизе с ноября 1975 года, в качестве противовеса возможной военной агрессии со стороны Гватемалы, которая планировала вторжение и захват части Карибского побережья, принадлежащего Белизу.
Что же касается оборудования аэропорта, то оно осталось на уровне 80-90х годов прошлого века (за исключением систем, определяющих безопасность полетов в соответствии с современными правилами). Philip S. W. Goldson International Airport производил впечатление «титульного аэропорта» бедной и мало посещаемой туристами страны



На фото: Вертолет Puma HC1 Королевских военно-воздушных сил Великобритании Royal Air Force (RAF), базирующихся на аэродроме Philip S. W. Goldson International Airport в Белизе

С самого начала Белиз производит какое-то двоякое впечатление. Безусловный рай для эко-туризма и дайверов, которые решатся исследовать, например, уникальное природное образование, именуемое как «Большая голубая дыра» Great Blue Hole. Это круглая карстовая воронка диаметром 305 метров и уходящая на глубину 120 метров на Белизском Барьерном рифе Belize Barrier Reef. «Голубая дыра» стала известна благодаря французскому исследователю Жак-Иву Кусто Jacques-Yves Cousteau, который включил её в список 10-ти лучших мест в мире для ныряния.


На фото: так выглядит «Большая голубая дыра» в Белизе. Здесь во время приливов образуются настоящие водовороты, втягивающие в себя всё плавающее на поверхности: водоросли, доски, лодки. Нередко в этих водоворотах гибнут люди. С наступлением отлива дыра начинает извергать из себя мощные фонтаны воды

Что касается самого Белиз Сити, как впрочем и других населенных пунктов этой маленькой центрально-американской страны, то нас постоянно преследовало впечатление какой-то цивилизационной отсталости. Плохонькие дороги; скромные дома, построенные из дешевых материалов; отсутствие многоэтажных сооружений; повсеместно висящие над головой скопления проводов различного назначения, укрепленных на видавших виды старых деревянных столбах.
Здесь Вы не увидите новых, отливающих блеском современного металлика, автомобилей; здесь нет желания, да и просто необходимости одевать европейский костюм: во-первых жарко, во-вторых - это просто не принято.

Что же касается людей, то отсутствие туристов и географическая отдаленность от мировых центров, сделала людей не очень приветливыми и открытыми, хотя их можно назвать добрыми и понимающими, что им довелось жить в стране, у которой ещё «всё впереди».


На фото: виды Белиза. Город, как и страна не претерпели каких-либо существенных изменений за последние несколько десятилетий. На фотографии внизу слева - на побережье в Белизе вместе с директором по международным отношениям компании «ИнтерАМИ» Виктором Русиновым (Белиз, 16 сентября 1998 года)


На фото: вход в здание, которое тогда занимал Центральный Банк Белиза (слева) и банкнота, достоинством 50 долларов Белиза BZD (курс 1 USD = 1,9972 BZD по состоянию на 28 июня 2016 года). Белизский доллар довольно стабильная валюта, за последние 5 лет курс USD/BZD менялся незначительно: в диапазоне от 1,9 до 2,0 BZD за 1 USD. На этой купюре, как и на всех остальных, изображена глава государства - Королева Великобритании Елизавета II (Белиз, сентябрь 1998 года)

Ещё до приезда, нам удалось организовать небольшую команду лоббистов наших интересов среди местных юристов и предпринимателей. Мы рассчитывали на то, что именно они станут представителями ХГАПП в регионе, конечно при успехе «проникновения» наших самолетов на рынок Центральной Америки. Они были специалистами с британским образованием, прекрасно разбирались в местном законодательстве, являлись работоспособными и коммуникабельными людьми с безупречной репутацией.


На фото: с активистами нашей формирующейся команды в Белизе (Белиз Сити, 18 сентября 1998 года)

С самого начала было принято решение познакомиться с местным правительством. Учитывая то, что в Белизе практически отсутствует машиностроение, а промышленность носит явно выраженный «локальный» характер: производство одежды, пищевая отрасль, строительство и добыча нефти в небольших объемах - наш проект по созданию базы обслуживания самолетов «Антонов» для всего центрально-американского региона, на наш взгляд, не мог не заинтересовать.

Дорога в столицу Белиза - город Бельмопан заняла чуть больше часа. Поездка расстоянием в 78 км, даже в условиях влажного климата и температуры воздуха +30ºC, не стала утомительной. Правда, удивляли патрули на дорогах, вооруженные автоматическими винтовками М16. Это были здоровенные мужики в гражданской одежде, без знаков отличия и походили они, скорее всего, на каких-то «бандитов из джунглей».
Внимательно осмотрев наш автомобиль, затем пристально заглянув каждому пассажиру в глаза, патруль пропускал машину дальше.


На фото: возле здания Правительства Белиза - Administration Building City of Belmopan office of the Belize Cabinet или Prime Minister Building (Sir Edney Cain Building, Бельмопан, Белиз, 18 сентября 1998 года)

Найти в Бельмопане, в котором проживает чуть более 13 тысяч (!) жителей, офис Премьер-Министра страны, как Вы понимаете, было очень простым делом. Одно из самых высоких зданий столицы (всё-таки полновесных 3 этажа) гостеприимно распахнуло перед нами свои двери.

С самого начала была запланирована встреча с Премьер Министром Саидом Мусой Said Wilbert Musa, победившем на национальных выборах 28 августа 1998 года - практически накануне нашего визита. Будучи лидером Народной Объединенной партии Белиза People's United Party, Саиду Мусе удалось побороть своего традиционного противника на то время - лидера Объединенной Демократической партии Белиза United Democratic Party (UDP), который после поражения на выборах 1998 года перешёл в оппозицию на долгие 10 лет. Что интересно, одним из главных «победоносных» лозунгов Саида Мусы был слоган «НДС - убийца!» VAT - killer!, что подтверждало серьезность намерений команды Народной Объединенной партии Белиза после победы на национальных выборах отменить этот «несправедливый налог».

Прийдя в 1998 году к власти, новая команда была вынуждена выполнить своё обещание и отменить (!) НДС. Была принята поправка к налоговому законодательству The Income Tax (Amendment) Act 1998, где вводился новый метод корпоративного налогообложения. Таким образом, появился налог с оборота вместо НДС, который ранее взимался по ставке 15% и составлял около 30% всех налоговых поступлений государства. Налог с оборота не был фиксированным и собирался по разным ставкам, пока в июле 2006 года не был заменён на новый единый налог Goods and Services Tax (GST) в размере 10%, а в апреле 2010 года он был увеличен до 12,5%.

До сих пор помню беседу с одним чиновником из команды Саида Мусы. Он рассказал, что когда они пришли к власти, «первым делом решили проверить государственную казну - там по публичным отчетам должно было быть чуть более 50 млн BZD. Приехали в Центробанк, стали изучать документы - казна оказалась пустой. А здесь ещё НДС нужно отменять… Где же брать деньги?»

Именно тогда и было принято правительственное решение - создать из Белиза международный офшорный центр.
Один из самых первых своих международных визитов в сентябре 1998 года новоиспеченный Премьер Министр Белиза совершил на Кипр, чтобы изучить что и как на этот счёт…

В мире существуют несколько видов офшоров, но наиболее распространенная классификация выделяет: (1) страны с умеренным налогообложением (практика ряда развитых стран, в которых вместе с высокими налогами действуют льготные налоговые режимы в отношении некоторых видов деятельности); (2) налоговые гавани (классические офшоры. Льготное налогообложение для иностранных компаний-нерезидентов. В связи с этим, компании должны вести свою деятельность за пределами офшора) и (3) налоговые оазисы (внутренние офшоры внутри страны; льготные режимы для зарегистрированных компаний, которые ведут свою деятельность за пределами этой территории. Отличие от налоговых гаваней в том, что действие льгот распространяется только на территории оазиса, а не по всей стране).

Одним из главных идеологов офшоров исторически стала Великобритания со своими островами и заморскими территориями: острова Мэн, Гернси, Джерси, Виргинские и Каймановы Острова, далее Гибралтар, до 1997 года Гонконг и другие известные места. Всё это делалось с целью привлечения новых финансовых потоков в британские банки и инвестиционные компании за счет привлекательных условий для бизнеса.
Кстати, далеко не все офшоры носят криминальный характер, которые преследуют цели ухода от национального налогообложения и «отмывания» средств во время проведения сомнительных сделок.

Например, в 1995 году в международной офшорной зоне на Каймановых Островах Cayman Islands была создана компания «Sea Launch Limited Partnership» - организационная основа международного консорциума «Морской старт», целью которого было осуществление коммерческих запусков ракет-носителей с плавучей морской платформы. В консорциум входили американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации Boeing), обеспечивающая общее руководство и финансирование (40% капитала), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25%), украинские КБ «Южное» (5%) и ПО «Южмаш» (10%), а также норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20%). Штаб-квартира консорциума располагалась в калифорнийском городе Лонг-Бич Long Beach. Начальная стоимость проекта составляла 3,5 млрд USD.

Конечно, можно долго рассуждать на тему ничтожно малой доли Украины в этом проекте, несмотря на то, что именно днепропетровские ракеты Зенит-3SL стали «сердцевиной» всего комплекса, а также о том, что начиная с 2009 года началась процедура банкротства консорциума «Морской старт». Банкротство привело к выходу украинских предприятий из программы и к выкупу практически всех акций консорциума (95%) со стороны Energia Overseas Limited (EOL) - дочерней структуры российской компании ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королёва.
Несмотря на то, что будущее этой программы сегодня более чем туманно, сам проект, с технической точки зрения, достоин глубокого уважения.
Во второй половине 90-х годов был создан уникальный комплекс, который ранее сделать было не под силу никому в мире. Благодаря сотрудничеству украинских, американских, норвежских и российских специалистов построены стартовая платформа «Odyssey» и сборочно-командное судно «Sea Launch Commander», а также создана украинская ракета-носитель «Зенит-3SL» на основе доработанной двухступенчатой ракеты «Зенит-2» и дополненной разгонным блоком ДМ-SL от РКК «Энергия» (Россия). Выбор базовой юрисдикции в виде офшорной «налоговой гавани» для «Морского старта», по всей видимости, стал результатом компромиссного решения между амбициозными компаниями - участниками программы и правительствами их стран.


На фото: «Морской старт» в действии. Всего за 10 лет эксплуатации комплекса из точки старта в Тихом океане было осуществлено 28 успешных пусков с телекоммуникационными спутниками

Правда, тонкая грань между целесообразным решением при использовании офшоров в интересах большого международного дела и частным корпоративным или, чего хуже, личным корыстным интересом в крупных проектах бывает сразу не видна, а подчас, с помощью профессиональных юристов, сильно замаскирована.

Как «разоблачительный гром», прозвучали в 2016 году обвинения в адрес широкого круга высоких должностных лиц из разных стран по поводу использования офшорных схем в личных интересах. Основой для такого скандала послужило открытие для всеобщего доступа, так называемых, «панамских документов» в связи с утечкой конфиденциальной информации панамской юридической компании Mossack Fonseca. Созданная в Панама Сити в 1977 году Юргеном Моссаком Jurgen Mossack и Рамоном Фонсекой Ramón Fonseca, компания является одной из крупнейшей в стране, специализирующейся на оптимизации налогообложения, трастовых операциях и создании офшорных компаний в интересах своих клиентов.

Премьер-министр Великобритании, владевший ранее вместе с женой пакетом акций в принадлежавшем его отцу офшорном фонде; владелец офшорной компании премьер-министр Исландии, который пришел к власти под лозунгом борьбы с офшорами; дети премьер-министра Пакистана, владеющие четырьмя офшорами на Британских Виргинских островах, под управлением которых находились шесть домов возле Гайд-парка в Лондоне… Офшорный скандал не прошел мимо Китая, России, Казахстана, Украины.

Кстати, после скандала, компания Mossack Fonseca www.mossfon.com, как впрочем сотни других подобных компаний в мире, продолжают функционировать и оказывать свои «специфические» услуги.
Но время идет и офшор становится «моветоном» в бизнесе, потому что жизнь вынуждает солидных предпринимателей и тех, кто хочет быть на них похожими, переходить в «экономическую зону» с безупречной финансовой репутацией и комфортного администрирования налогов. Правда, это не означает, что бизнесмены сразу станут «финансовыми патриотами». Ведь куда важнее самих налогов, являются методы их сбора в той или иной стране. Потому что, если Вы находитесь под угрозой коррупции со стороны «мытарей», «опричнины» в виде «масок шоу» с выемкой документов и компьютерных серверов, а также «временным» закрытием Вашего бизнеса - то тогда размер налогов уже не играет никакой роли.
Не даром много лет назад в таких случаях говорили: «Так раньше и в дом, где побывал городовой, приличные люди не заходили больше»…

Кстати, Белиз, став международной офшорной зоной, не стал богатым. «Серые схемы» на время обогащали своих авторов, а те правительства бедных стран, которые давали «зелёный свет» офшоризации, так и оставались на обочине мировой экономики без наполненного собственного бюджета, стратегических инвесторов и, самое главное - без позитивной деловой репутации.

Тогда, в сентябре 1998 года, мы, в отсутствие Премьера, встретились с вице-премьер министром Белиза. Разговор не был продолжительным: наша идея заинтересовала только в одном аспекте - «Хотите приходить к нам в страну - пожалуйста. Мы будем заинтересованы в налоговых поступлениях в наш бюджет»… И всё. Как нам это знакомо: пришёл чиновник во власть - значит жди посетителей, просителей, спонсоров, а сам - не проявляй инициативы, сиди тихо и всё контролируй :-)
Конечно, такой подход инвестиционным уж никак не назовешь, поэтому, как Вы понимаете, где-то строят самолёты и корабли, а где-то запустение и «несбыточные надежды».


На фото: с Вице премьер-министром Белиза - в центре (член Кабинета Премьер-министра Саида Мусы) (Белиз, Бельмопан, 18 сентября 1998 года)

Улетая из Белиза обратно, мы оставляли в своем сердце надежду на то, что когда-нибудь сюда вернёмся.

Уникальное географическое положение, минимальные накладные расходы по ведению бизнеса, близость к США и Канаде делают Белиз привлекательным для больших международных проектов. Инфраструктурная неустроенность, отсутствие европейского уровня сервиса, бедность людей тормозят подобные начинания. И еще одно - пока нет внутренней национальной идеи, которая бы начала преобразования, ведущие к экономическому процветанию. Похоже, это идея только созревает. Ведь недаром в национальном гимне Белиза есть такие слова:

…No tyrants here linger, despots must flee
This tranquil haven of democracy…


…Ни один тиран здесь не останется, деспоты спасаются бегством
Это спокойная гавань демократии…




© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: Антонов, Белиз, Бельмопан, Павел Науменко, ХГАПП, Харьков, Харьковский авиазавод, самолёт
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment