pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

Багдад 2000 بغداد عام ٢٠٠٠

1 ноября 2000 года шли вторые сутки томительного ожидания решения комитета 661 Совета Безопасности ООН по санкциям против Ирака, который обсуждал возможность выдачи нам разового разрешения на рейс Харьков - Багдад на самолете Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038).
Дело в том, что после аннексии Ираком территории Кувейта 2 августа 1990 года ООН применила «всеобъемлющие» санкции против агрессора в этом конфликте. 6 августа 1990 года Совет Безопасности ООН принял Резолюцию № 661, которая предусматривала введение принудительных мер против Ирака без использования оружия в соответствии с положениями Главы VII Устава Организации Объединенных Наций.
Тогда в мире существовала следующая концепция: «создание с помощью всеобъемлющих санкций неблагоприятных экономических условий для населения, что должно приводить к давлению народа на правительство страны с целью побуждения к действиям, которые обеспечат снятие режима санкций с государства»: замена правящей верхушки; кардинальное изменение внутренней и внешней политики без замены или с частичной заменой руководства страны и ряд других вариантов. Впоследствии такая позиция ООН была скорректирована в пользу адресных или «точечных» санкций и создания, так называемых, «чёрных списков», что было признано более эффективным методом международного давления на правящие круги авторитарных государств.
7-й Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан Kofi Atta Annan (в должности 1997-2006) по этому поводу сказал так: «Когда жёсткие и всеобъемлющие экономические санкции применяются против авторитарных режимов возникает другая проблема. В этом случае обычно страдают простые люди, а не политическая элита, поведение которой спровоцировало введение санкций» (54 Сессия Ассамблеи тысячелетия ООН, Доклад Генерального секретаря ООН, 27 марта 2000 года, Нью-Йорк, раздел Е «Целенаправленные санкции», подраздел 231, стр. 44).

Итак, вчера, 31 октября 2000 года, заседание комитета закончилось ничем и наша, полностью укомплектованная группа, стала ждать следующего дня.
Для того, чтобы поездка была максимально результативной и, главное: законной, статус харьковской команды авиационных специалистов был повышен до уровня парламентской делегации. Эту её часть составляли народные депутаты Украины Сергей Пересунько (комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики) и Александр Шпак (комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса). Они последовательно выступали за расширение торгово-экономических отношений между Украиной и Ираком, поэтому, по сути, стали инициаторами нашей поездки в эту непростую ближневосточную страну.

Расстояние от Харькова до Багдада 2.600 км - около 5 часов полёта на Ан-74. Комитет 661 Совета Безопасности ООН должен был принять решение о возможности полёта нашего самолёта в Северной бесполётной зоне, граница которой была установлена по 36-й параллели. Эта запретная зона появилась в 1991 году после завершения войны в Персидском заливе, контролировалась международной коалицией и просуществовала до начала Иракской войны в 2003 году.

Нужно было снова ждать 16:00 часов по украинскому времени - значит 9:00 по Нью-Йоркскому (UTC -04:00), когда возобновит свою работу комитет Совета Безопасности ООН.
Даже сама погода в Харькове решила нас поддержать: для первого дня ноября было непривычно тепло: +12ºC; чистое синее небо, украшенное небольшими облаками и звенящая тишина.
Около 6 вечера звонок и официальное уведомление из Нью-Йорка: «Вам выдано разрешение на полёт».
Не теряя времени, после коротких приготовлений, наш Ан-74ТК-200 взлетел с аэродрома «Сокольники» Харьковского авиазавода и взял курс на Багдад.


На фото: возле одного из двух (на тот момент) летающих самолетов гражданской авиации Ирака - Ил-76МД (регистрационный номер YI-ALV) авиакомпании Iraqi Airways в Международном аэропорту им. Саддама Хусейна (с 2003 года - Международный аэропорт «Багдад» مطار بغداد الدولي) (Ирак, Багдад, 4 ноября 2000 года)

Багдад 2000 года произвел на нас, честно говоря, удручающее впечатление. Прежде всего, это был пустующий Международный аэропорт им. Саддама Хусейна Saddam International Airport, куда на тот момент не выполнялось ни одного (!) регулярного рейса.
Как известно, в январе 1991 г. началась операция «Буря в пустыне» Operation Desert Storm. Опасаясь ракетно-бомбовых ударов международных коалиционных сил во главе с США, 144 иракских самолета перелетели на территорию «нейтрального» в той ситуации Ирана и несколько самолетов были перемещены тогда в «секретные» места на земле Иордании. Это произошло, несмотря на то, что всего 3 года назад закончилась 8-летняя Ирано-иракская война (1980-1988), которая завершилась без убедительной победы одной из сторон, хотя и Иран, и Ирак заявили о своём военном триумфе.
По всей видимости, коалиция западных стран для Саддама Хусейна صدام حسين عبد المجيد التكريتي представляла куда большую опасность, чем соседний Иран, возглавляемый уже на тот период Аятоллой Хаменеи سید علی حسینی خامنه‌ای , что и привело к такому беспрецедентному решению иракского руководства в области авиации. Таким образом, в 1991 году перелетели в Иран истребители МиГ-29, F-14, Mirage F-1, транспортные и пассажирские самолёты Ил-76МД, Boeing 747 и многие другие. Они были навсегда потеряны Ираком и, по сути, авиация этой страны после 1991 года во многом утратила свою силу и значение.
Некоторые из перелетевших самолетов были включены в состав иранского ВВС (73rd Transport Squadron) и стали базироваться на территории 7-й тактической авиабазы (TFB.7) в городе Шираз شیراز , другие - в воздушный флот Корпуса Стражей Исламской Революции سپاه پاسداران انقلاب اسلامی на территории 1-й тактической авиабазы в аэропорту Тегерана Мехрабад فرودگاه بین‌المللی مهرآباد . Что касается иракских пассажирских самолетов американского производства, то они стали «складом» запасных частей для старых иранских Боингов на время действия анти-иранских санкций со стороны США (с 1984 года санкции предусматривали запрет международным финансовым организациям выдавать кредиты Ирану, а с 1987 года был полностью запрещён любой товарообмен между США и Исламской республикой Иран).


На фото и инфографике: слева - иракские самолеты Boeing 747 и Ил-76МД Дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Baghdad-1 (Adnan-1) (регистрационный номер с 1991 года 5-8205 ВВС Ирана) на территории 1-й тактической авиабазы Корпуса Стражей Исламской Революции в Международном аэропорту Мехрабад فرودگاه بین‌المللی مهرآباد (Фото 2009 года). Справа - эволюция самолета Ил-76МД ДРЛО Baghdad-1 (Adnan-1): в ливрее ВВС Ирака (внизу) и с 1991 года в ливрее ВВС Ирана после перелета иракских самолетов в Иран в январе 1991 года. Иранцы, видимо, второпях перекрашивали самолет. Спустя время, белая краска иранской ливреи облезла и во многих местах на фюзеляже стали проявляться первоначальные тёмно-зеленые «иракские» цвета самолета. На Ил-76МД ДРЛО Andan-1 на месте грузовой рампы был установлен неподвижный обтекатель антенны РЛС Thomson-CSF «Tiger-G», выпускавшейся в Ираке по французской лицензии. Сектор обзора РЛС 180° в заднюю полусферу; дальность обнаружения целей класса «истребитель» 350 км

…Пройдя безлюдные контрольные зоны аэропорта Багдада без каких-либо формальностей, мы поехали непосредственно в город.
Температура воздуха +23ºC делала нашу поездку комфортной и даже, какой-то летней. Хотя, пожалуй, это был единственный приятный момент от дорожных впечатлений.
Багдад بغداد переводят как «Божий дар», то есть «Город, дарованный Богом» или ещё как «Подаренный сад». С населением более 9 млн человек (по оценкам 2015 года), город является одним из самых больших на Ближнем Востоке.
В той или иной интерпретации, первые упоминания о городе были найдены на ассирийских клинописных записях девятого века до нашей эры и на вавилонских кирпичах, отмеченных печатью царя Навуходоносора נבוכדנצר (VI век до н. э.). Помните, название вымышленного антигравитационного корабля XXII века в фильме "Матрица" (The Matrix, Warner Bros.& Village Roadshow Pictures, 1999, US & Australia)? Фантастическая машина носила имя вавилонского правителя Nebuchadnezzar...

Небольшие поселения на территории современной иракской столицы, по данным археологических раскопок, существовали уже в XIX—XVIII вв. до н. э., но Багдад, как город, был основан на западном берегу реки Тигр 30 июля 762 года.

Багдад в разное время своей истории становился столицей Аббасидского халифата الدولة العباسية, затем потеряв роль административного центра, город стал признанной научной базой: ещё в начале XIII в. здесь открылось более 30 библиотек.
Начиная с конца XIV века Багдад подвергался разграблению со стороны войск Тамерлана, а в XVII в. город был присоединен к Османской империи دولت عالیه عثمانیه, в составе которой находился вплоть до 1917 года. В это время в город вторглись войска Великобритании, чья оккупация длилась до 1921 года, то есть до того времени, когда Багдад стал столицей суверенного королевства Ирак المملكة العراقية.
Революционные события, развернувшиеся в Ираке в середине 1950-х годов, привели к упразднению монархической власти и образованию в июле 1958 года независимой Иракской Республики جمهورية العراق, что в конечном итоге привело в 1979 году к безраздельной власти Саддама Хусейна صدام حسين عبد المجيد التكريتي.


На фото: виды Багдада. Запыленный, «уставший» город с хаосной застройкой и ужасно организованным автомобильным движением. Будучи длительное время столицей одного из наиболее тоталитарных государств планеты, Багдад стал местом, где можно увидеть традиционное для таких стран обилие помпезных и бесполезных монументальных комплексов, посвященных различным «героическим» вехам. На фотографии внизу слева - триумфальные арки (они существуют в виде симметричной пары) Мечи Кадисии قوس النصر были построены в конце 1980-х годов и символизировали провозглашённую Саддамом Хусейном «победу» Ирака в ирано-иракской войне (1980-1988 годов); внизу справа - Памятник шахидам (мученикам) نُصب الشهيد в честь погибших солдат в войне с Ираном, был построен в 1983 году. Под куполами монумента находятся фонтан и вход в подземные помещения, на двух этажах которых расположены музей, библиотека, выставочная галерея и зал для выступлений

Петляя по проспектам Багдада, чередующихся с узкими кривыми улочками; после длительного стояния в бестолковых пробках и пропуская всех и вся - мы, наконец, приехали к отелю. Приглашающая сторона забронировала для нашей делегации номера в гостинице Andalus Apartments (Abu Nawas Street, 12345 Багдад, Ирак), которая располагалась на берегу реки Тигр دجلة.


На фото: гостиница Andalus Apartments (4 Stars) представляла из себя, по всей видимости, одну из худших копий советских гостиниц из прошлого с очень низким уровнем сервиса, старой мебелью и постоянными проблемами с водоснабжением и канализацией: то воду отключат, то из-за засоренности сливных стоков время от времени в номере возникал «не самый эстетичный потоп» (Ирак, Багдад, Abu Nawas Street شارع أبو نواس )

Учитывая расположение гостиницы, рядом с ней соседствовали несколько прибрежных к реке мини-кафешек. Именно там подавали одно, самое известное в Ираке, блюдо - мазгуф Samak Masgouf سمك مسكوف - особым образом приготовленную на открытом огне рыбу.


На фото: готовят мазгуф следующим образом. Прежде всего, как Вы понимаете, нужно поймать рыбу. Для мазгуфа используются большие пресноводные карпы, которые водятся в иракской водной системе рек Тигр и Евфрат. Рыбу разрезают вдоль на две части, разворачивают как книгу и жарят на колышках на открытом огне до золотистого цвета. Затем кладут на горячий пепел, выдерживают какое-то время, и всё – рыба готова. На стол подают целиком. Выглядит невероятно аппетитно, а на вкус – просто фантастика…

Небольшая «пикантная» деталь. Представьте себе: сугубо мужская компания славянского происхождения, позади длинный перелёт и вдобавок очень вкусная еда… Нам, конечно, было хорошо известно о «сухом законе» в Ираке, но кто-то из наших решил всё-таки проверить, насколько он здесь соблюдается. Подойдя к хозяину кафе, тихо спросил: «Скажите, алкоголь у Вас есть?»
Вы будете, как и мы тогда, очень удивлены, но хозяин дал положительный ответ, при этом добавив: «Главное, чтобы полиция не заметила…»
После этого, на наших столах появились пластиковые, красного цвета и цилиндрической формы, кувшины для воды. «Фишка» была в том, что внутри них стояла иракская водка - арак عرق - в фирменной (!) бутылке. Кстати, этот крепкий напиток выпускается местной компанией «Мodern Сhemical Industries Co».

Арак изготовляется из разного исходного сырья: молоко, рис, виноград, финики, сок пальмы… При этом, получаемый напиток, как правило, ароматизируется анисом. Честно Вам скажу, для наших вкусов и традиций алкоголь с привкусом пектусина - абсолютно неприемлемая вещь. Так что, попробовав, почти как на элитной винной дегустации, несколько грамм местной водки, пить её дальше просто расхотелось. Продолжали мы нашу трапезу с вкусным и ароматным чаем.


На фото: часть нашей делегации во время обеда. Практически все точки питания в Ираке напоминают скромные придорожные «забегаловки»: пластиковая мебель, незатейливая утварь, в меню одно-два блюда (По дороге из Багдада в Эль-Хилла (Вавилон), 3 ноября 2000 года)

Официальной целью нашего прилёта в Ирак было участие в 33-й международной выставке в Багдаде. Кроме ХГАПП, на этой выставке были представлены Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ), Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева и другие. Россияне демонстрировали буровое оборудование от ОАО «Уралмаш» и ростовские уборочные комбайны производства «Ростсельмаш». Кстати, именно тогда, как сообщалось в прессе, Ирак подписал контракт на покупку 1000 комбайнов «Нива» российского производства.
Уже после возращения в Украину, народный депутат Сергей Пересунько дал интервью, где он с гордостью говорил о нашем участии в выставке: «Еще за полтора месяца до начала выставки была договоренность с Харьковским авиазаводом, что делегация полетит прямым рейсом в Багдад просто на одном из экспонатов - самолете Ан-74ТК-200. К слову сказать, этот самолет по всем параметрам устраивает Ирак: он легко взлетает с маленьких площадок, грузоподъемность - 10 тонн» (Газета «Факты», 9 ноября 2000 года, статья Елены Шеремета «Чтобы попасть в Багдад на международную выставку, украинской делегации пришлось добираться туда чуть ли не на верблюдах»)

На выставке не было многолюдно. Общение проходило, в основном, с какими-то, скажем по-нашему, менеджерами «среднего звена». Они вежливо интересовались деталями наших предложений, лётно-техническими характеристиками Ан-74, возможностями его применения и спектром предоставляемых опций. Мы задавали встречные вопросы, среди которых был главный - каким образом, в случае подписания контракта, можно будет осуществить поставку авиационной техники в Ирак в условиях действия санкций ООН? Ответ был ожидаемым - расплывчатый и неконкретный, что-то из области «возможного расширения» программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», которая была принята в 1995 году в соответствии с резолюцией 986 Совета Безопасности ООН. По их мнению, в рамках этой программы можно было бы поставлять гражданские самолеты с целью, якобы, воздушной логистики гуманитарных грузов внутри страны.
Дальнейшие наши контакты только подтвердили «сказочность» этих умозаключений.

В ожидании встречи с высоким руководством, нам удалось реализовать давнюю мечту - побывать в древнем Вавилоне, который был основан в III тысячелетии до нашей эры.
Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла الحلة , что примерно в 100 км к югу от Багдада. Попадая туда, Вы соприкасаетесь с историей Месопотамии - колыбели цивилизации на нашей планете. Вавилонская башня, висячие сады Семирамиды, первая система письменности в истории человечества, высочайшая шумеро-аккадская культура - всё это, к сожалению, осталось в далеком прошлом, покрытым огромным слоем вековой пыли и песка.


На фото: руины древнего Вавилона. Удивительное дело - здесь царит запустение и полное отсутствие туристов. На дальнем плане фотографии слева возвышается летний дворец Саддама Хусейна. На фотографии справа - мы возле схематического рисунка центральной части Вавилона периода 600 года до нашей эры; вид со стороны Западного города (Ирак, Эль-Хилла (Вавилон), 3 ноября 2000 года)

Утром 4 ноября 2000 года у нас была назначена аудиенция с одним из членов правительства Саддама Хусейна, где нам предписывалось провести презентацию своих возможностей и, в частности, самолетов семейства Ан-74.
Все министры Саддама Хусейна, вне зависимости от курируемой ими отрасли, носили военную форму. Это чем-то напоминало советские сталинские времена: тиран у власти, любая отрасль должна работать на оборону, «руководящая и направляющая роль» партии БААС - Партии арабского социалистического возрождения حزب البعث العربي الاشتراكي . Эта партия была создана в 1947 году и имела отделения в 14 странах, затем в 1966 году раскололась на 2 части: про-сирийскую и про-иракскую, притом каждая из этих частей считала себя истинным правопреемником первоначальной партии. Впоследствии, именно с группой иракских «баасистов» будут связывать модификацию «Исламского государства Ирака и Леванта» الدولة الإسلامية في العراق والشام (ИГИЛ) из обычной группы боевиков-фанатиков, в относительно упорядоченную и централизованную военно-политическую организацию с претензиями на государственность.


На фото: во время презентации самолета Ан-74. Главным рабочим инструментом стал мой ноутбук, благодаря которому мы имели возможность показать необходимые слайды и фильмы о преимуществах нашего самолета. На фотографии справа - второй слева - народный депутат Украины Сергей Пересунько (Ирак, Багдад, Международный аэропорт им. Саддама Хусейна, 4 ноября 2000 года)

Удивительное дело, но когда началась беседа о возможном интересе иракской стороны к самолетам Ан-74 и Ан-140 (чуть более года назад - 11 октября 1999 года - состоялся взлёт первого серийного Ан-140), то разговор пошел в довольно «странном» русле. Высокопоставленный иракский чиновник с присущим для таких людей пафосом, правда на великолепном английском языке, заявил о том, что «их страна не располагает достаточными средствами на покупку авиационной техники, поэтому есть вариант строительства самолетов за счет Украины и передачи их Ираку по лизинговым соглашениям».
Это, как у нас тогда говорили, был «сюрреалистический подход», полностью оторванный от реальной действительности. Мы, как нам казалось, логично полагали, что на таком уровне пойдет предметный разговор о перспективах украинско-иракского сотрудничества, о возможных планах строительства самолётов в Харькове по иракскому заказу и за счёт иракского заказчика; а после отмены или смягчения санкций ООН - об организации оперативных поставок уже готовых самолётов из Харькова в Ирак.
К сожалению, наш расчет не оправдался. При этом, в средствах массовой информации в России и Украине в то время часто повторялась мысль о «несметных богатствах Ирака» и о том, что Ирак с удовольствием и за «живые деньги» будет покупать продукцию пост-советских стран - только надо туда добраться и подписать контракт.
Всё оказалось далеко не так. Запасы иракской нефти не определяли процветания страны-изгоя; кругом была нищета, попытки выживания на грани гуманитарной катастрофы, связанной с нехваткой продуктов питания, питьевой воды и других предметов первой необходимости…

Сразу после презентации, нас пригласили на взлётно-посадочную полосу Багдадского аэропорта. Там находилась большая толпа людей: мужчины, женщины и дети. Все были возбуждены и ожидали какого-то важного события.
Совсем рядом стояли два самолёта: Ил-76МД (регистрационный номер YI-ALV) и Ан-26 (регистрационный номер YI-ALA) в ливрее авиакомпании Iraqi Airways.
Дело в том, что именно 4 ноября 2000 года после длительного перерыва правительство Ирака открывало первые два (!) пассажирских рейса по направлениям Багдад - Мосул (расстояние 400 км) и Багдад - Басра (расстояние около 530 км).


На фото: Ил-76МД (регистрационный номер YI-ALV) авиакомпании Iraqi Airways был переделан местными умельцами в «пассажирский» борт: по всей грузовой кабине самолета были установлены старые пассажирские кресла с разных лайнеров - по 6 кресел (3+3) в один ряд. Также поступили и с грузовым Ан-26 (регистрационный номер YI-ALA), где установили в ряд по 4 пассажирских кресла (2+2) (Ирак, Багдад, Международный аэропорт им. Саддама Хусейна, 4 ноября 2000 года)

Прежде чем запустить пассажиров в самолёты, специальные люди привели двух баранов для проведения обряда жертвоприношения - Назр Курбан (обетованная жертва) نذر قربان . Баранам связывали ноги и укладывали на левый бок. Со словами «Бисмиллях! Аллаху Акбар» بسم الله! الله أكبر , животному перерезали горло и удерживали в таком положении до полного выхода крови из тела.
После жертвоприношения пассажиры стали заходить в самолёты и готовиться к вылету…

День получился насыщенным. Усталые, анализируя услышанное и увиденное, мы возвращались в отель. Кстати, сторона хозяев не сильно была озабочена организационными хлопотами в связи с нашим визитом. Каждый раз мы подолгу ожидали транспорт, а на главную встречу в аэропорту вообще добирались на двух такси, которые сами же «поймали» возле нашей гостиницы.
Услуги таксистов стоили недорого, но гиперинфляция местной валюты - иракского динара IQD - вынуждала вместо кошельков или портмоне носить деньги в огромных пачках и в обычных полиэтиленовых пакетах, как килограмм яблок после посещения супермаркета.


На фото: сверху - такси Багдада - старые автомобили различных марок: видавшие виды Opel, Toyota и другие. Даже яркая бело-красная окраска не делала их свежее и привлекательней. На фотографии внизу: купюра 250 иракских динар IQD. Была введена в оборот в 1995 году и заменена в 2002 году на аналогичную с несколько измененным дизайном реверса банкноты. С 2003 года все банкноты в Ираке были заменены - в это время с них навсегда исчезнет портрет Саддама Хусейна (В 2000 году рыночный курс иракского динара составлял около 1500 - 2000 IQD за 1 USD и это притом, что ещё в 1990 году 1 IQD стоил 3 USD. На 11 июля 2016 года официальный курс иракского динара составляет 1169 IQD = 1 USD)

Подъезжая к отелю, у меня была одна мысль - как бы побыстрее рассчитаться по приезду с водителем несколькими пачками денег и пойти отдыхать. В тесной машине плотно сидели участники нашей делегации, поэтому даже свой небольшой кейс с ноутбуком пришлось положить в багажник автомобиля.
После муторной езды по улочкам Багдада, мы наконец оказались возле гостиницы. Долгий расчет «местными бумажками» за поездку, брошенное «Шукран!» شكرا لك и быстро в свой номер. Уже возле Reception desk, получив свои ключи, ощутил неприятную лёгкость в своих руках. «Компьютер!» - молнией пробило мозг изнутри и заставило биться сердце так, что казалось уровень адреналина за мгновение превысил все допустимые пределы.

Во времена отсутствия безопасных «облачных серверов» и повсеместного доступа в Интернет, перед каждой служебной поездкой приходилось формировать специализированную компьютерную базу данных, которая могла пригодиться и во время переговоров, и для внутреннего служебного пользования. Это были презентации в виде слайдов и видеофильмов, переговорная документация, проекты контрактов, экономические обоснования, стандартные спецификации, лётно-технические характеристики, опции исполнения наших самолетов, стандартный состав базы технической поддержки и многое другое. Потеря этих электронных документов означала не только утрату важнейших данных, но и возможный «подарок» нашим конкурентам. Как Вы понимаете, несмотря на то, что мы всегда использовали сложные пароли - при желании это вряд ли смогло бы остановить соответствующих профессионалов, хотя и требовало, вероятно, определенного времени для взлома компьютера.

Конечно, от такси и след простыл. Ни номера машины, ни каких-то отличительных черт старого Opel Rekord 60-х годов выпуска, выделяющих его среди сотен таких же авто в Багдаде, не было.
С каждым часом надежда на какое-то «чудо» становилась всё меньше и меньше.

Уже ближе к вечеру, возле гостиницы появился знакомый разбитый бело-красный автомобиль. Водитель на вытянутой руке, как огромную ценность, нёс мой компьютерный кейс, чем произвёл настоящий фурор среди всех участников нашей делегации.
«Вы лучший представитель Вашей страны. Большое Вам спасибо за Ваш поступок» - эти сказанные мною слова перевёл на арабский портье отеля и я увидел слезу на глазах простого и честного иракца…
Он заметил чужую вещь в своём багажнике только после того, как приехал после работы домой, когда ставил машину в гараж. Увидев, стал вспоминать откуда это у него и сразу же выехал по нашему адресу. Всё было нетронутым и на месте.

Также без каких-либо изменений и практических шагов остались наши авиационные контакты с Ираком. Улетая 5 ноября 2000 года из Багдада, мы даже не могли представить, как за несколько ближайших лет изменится ситуация и какая мировая угроза сможет зародиться на этой земле.

Террористическая атака в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года радикально изменила мир. США и их союзники начали бомбить Афганистан, ввели туда войска и свергли режим талибов. «Аль-Каиде» была объявлена глобальная «война с террором». Любые контакты с Ираком уже не допускались. Иракский режим представлял тогда большую потенциальную опасность в связи с обнародованной информацией западных политиков о том, что здесь разрабатывается оружие массового поражения (ОМП).

Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. Она носила кодовое название «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom, OIF).
С пяти кораблей были выпущены 40 ракет «Tomahawk», достигших целей через 2 минуты после сигналов противовоздушной обороны в Ираке. Вторжение началось массированной подготовительной бомбардировкой Багдада, Мосула и Киркука бомбардировщиками и штурмовиками A-10, B-52 и «Harrier» с целью нарушения работы военной инфраструктуры. 11 бомбардировщиков B-52 вылетели в район боевых действий с базы ВВС Великобритании Royal Air Force Фэйрфорд Fairford в Глостершире Gloucestershire.


На фото: Багдад в огне во время войны 2003—2011 годов. Согласно данным министерств обороны США и Великобритании, боевые и небоевые потери коалиции составили 4.804 военнослужащих погибшими. На основании официальных данных Пентагона, с весны 2003 по сентябрь 2007 года в боях с силами международной коалиции погибли 19.429 иракских военных. По оценке британского медицинского журнала The Lancet, к осени 2004 года жертвами войны стали 98 тыс. иракцев, а к лету 2006 года — 655 тысяч. Эти обе цифры включают и непрямые потери — то есть умерших в результате ухудшения системы здравоохранения, инфраструктуры, роста преступности и так далее

Спустя годы после начала Иракской войны, в 2010 году Премьер-министр Великобритании Тони Блэр Anthony Charles Lynton Blair издал книгу своих воспоминаний Tony Blair «A Journey» (London: Hatchinson, Random House, 2010).
Бывший руководитель Великобритании поделился с читателями своими откровениями о моральности и целесообразности принятого им решения по участию Британии вместе с США в Иракской войне. Главным аспектом в его рассуждениях являлся повод для начала этой войны, которым стала информация о производстве Ираком оружия массового поражения (ОМП), что впоследствии не нашло никакого подтверждения.

«Если бы вы сказали мне тогда, что мы не найдем ОМП после свержения Саддама, а затем будет шесть лет конфликта, когда мы столкнёмся с терроризмом, который будет наносить тяжелые раны иракскому народу, было бы моё решение другим? Я задаю себе этот вопрос каждый день. Так много пролитой крови. Так много искалеченных и уничтоженных жизней. Да, новый Ирак сегодня поднимается и, наконец, есть признаки надежды. Но какой ценой?» (Тонi Блер «Шлях», Темпора 2011, перевод на украинский язык книги Tony Blair «A Journey», стр. 438)


На фото: книга Тони Блэра «Путь» (A Journey) стала бестселлером и первым публичным откровением одного из инициаторов Иракской войны


На фото: триумф и трагедия Саддама Хусейна - одного из самых кровавых диктаторов новейшей истории. Его казнили в Багдаде в 6 утра местного времени 30 декабря 2006 года по приговору Высшего уголовного трибунала Ирака. Казнь была заснята на видео, которое затем получило широкое распространение по телевидению и в Интернете (на крайнем фото справа). «Это самое малое, чего заслужил Саддам» — заявил, комментируя приговор, Премьер-министр правительства Ирака Нури Малики نوري كامل المالكي (в должности с 2006 по 2014 год)

6 июля 2016 года были опубликованы материалы доклада комиссии под руководством сэра Джона Чилкота John Chilcot «The Iraq Inquiry» Иракское расследование. Был завершен огромный труд, начатый в 2009 году, по исследованию законности и целесообразности принятия решений Великобританией по Иракской войне.

«Решение об участии Британии в войне в Ираке было поспешным, основанным на неверных данных, и привело к провалу всей кампании» - такие выводы содержатся в докладе комиссии (The British Broadcasting Corporation (BBC), 6 июля 2016 года)
И ещё: "Неудовлетворительными были и разведданные о наличии у режима Саддама Хусейна мощностей для производства оружия массового поражения... совершенно неудовлетворительной была и степень готовности британских солдат к военной операции, и подготовка к послевоенному обустройству Ирака".

По всей видимости, Тони Блэру предстоят непростые времена для представления дополнительных аргументов в защиту собственной позиции. Но есть и куда более важный аспект. Самым печальным итогом Иракской войны стало формирование в октябре 2006 года, в процессе слияния ряда экстремистских исламистских группировок, самопровозглашенного «Исламского государства Ирак», которое через несколько дней 15 октября 2006 года переросло в «раковую опухоль» XXI века - ИГИЛ.

Известно, что злой язык - источник многих социальных болезней и духовных недугов, разъедающих душу человека и общества. Ошибочные решения принимаются по причине злословия и сплетен, что может порождать ещё большее зло, по сравнению с тем, против которого боролись - особенно, если речь идет о судьбах целых стран и народов.

יד נצר לשונך מרע ושפתיך מדבר מרמה
ו סור מרע ועשה-טוב בקש שלום ורדפהו

«Береги язык свой от зла, уста свои от обмана. Уклоняйся от зла и делай добро, желай мира и стремись к нему»

Псалмы Давида (Теилим) תהילים : псалом 34, стих 14-15


© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: Ан-74, Багдад, Вавилон, Ирак, Иракская война, Кольчуга, Павел Науменко, Украина, ХГАПП, Харьковский авиазавод
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments