pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

Неизвестный Кандинский

Один мой друг-харьковчанин в июле 2016 года гостил у своей дочери в Мюнхене. Его поездка была связана с, наверное, самым светлым и радостным событием - рождением внука.
Но когда вечером в пятницу 22 июля 2016 года, практически on-line, стали поступать сведения о кровавом теракте убийцы-одиночки, орудовавшем в районе Olympia-Einkaufszentrum — OEZ (Hanauer Str. 68, 80993 München) Торгового центра «Олимпия» баварской столицы - стало как-то не по себе. После многократных попыток дозвониться на мобильный и Viber моего друга, наконец я услышал знакомый голос и слова: «У нас всё хорошо»…

Для спокойной и респектабельной Баварии это был шок и испытание, которое в последний раз переживали местные обитатели во время Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году. Тогда члены палестинской террористической организации «Чёрный сентябрь» منظمة أيلول الأسود расстреляли 11 спортсменов - участников олимпийской сборной Израиля. Вместе с ними погиб один немецкий полицейский.
Буквально сразу, ближневосточная «железная леди» - Премьер-министр Израиля Голда Меир גולדה מאיר заявила: «Израиль приложит все силы и способности, которыми наделен наш народ, чтобы настичь террористов, где бы они ни находились». В результате операции израильской разведки «Гнев Божий» זעם האל практически все террористы, причастные к бойне на мюнхенской Олимпиаде, были уничтожены…

Мюнхен всегда привлекал к себе совершенно разных людей во все времена. Образованный в VIII веке как монашеское поселение, в 1507 году город - резиденция известного немецкого феодального рода Виттельсбахов Wittelsbach - стал столицей Баварии. C 1810 года с неизменным постоянством в Мюнхене проводится Октоберфест Oktoberfest, который объединяет миллионы любителей пива со всего мира, заедающих пенный напиток баварской свиной рулькой Eisbein с неизменным подсоленным брецелем Brezel.

13 апреля 1919 года в Мюнхене была провозглашена Баварская Советская Республика Bayerische Räterepublik под предводительством драматурга-экспрессиониста Эрнста Толлера Ernst Toller, которая просуществовала меньше месяца. В 1920 году именно в Мюнхене была создана нацистская партия, а в 1923 году произошел «Пивной путч» Hitler-Ludendorff-Putsch, когда сторонники Гитлера предприняли попытку осуществить государственный переворот. Несмотря на поражение, Мюнхен еще долгое время оставался столицей Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) - Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei (NSDAP). Вместе с тем, в Германии нет другого города, в котором существовало такое массовое неприятие нацизма, как здесь вместе с разнообразными проявления движения сопротивления: когда американские солдаты вошли в город весной 1945 года боёв не было и даже ни один мост города не был взорван.

Именно в Мюнхене в декабре 1911 года художником Василием Кандинским вместе с Францем Марком Franz Marc было создано объединение «Синий всадник» Der Blaue Reiter, которое стало наиболее известным в мире союзом представителей экспрессионизма в первой половине XX века.


На фото: в депозитарии, где хранится коллекция акварелей Василия Кандинского, вместе с общественным деятелем, писателем Владимиром Цвилём (слева) и руководителем хранилища Фаром Линнвудом Farr Lynnwood (в центре). На фотографиях слева - с работами Василия Кандинского «Траурный марш» (акварель, 44 х 42 см, 1909 год) - вверху и «Жандарм - Импрессия IV» (акварель, 50 x 69,5 см, Мюнхен, 1911 год) - внизу (Швейцария, Лозанна, 25 октября 2012 года)

Как говорят, «пути Господни неисповедимы» - также как и в моём случае: меня - авиационного инженера - пусть и на незначительное время, судьба связала с творчеством Василия Васильевича Кандинского (1866-1944): художника, философа, писателя, рожденного в Москве, сформировавшегося как личность - в Одессе и ставшего признанным мэтром мирового экспрессионизма в Мюнхене.
Сегодня его картины стоят миллионы: вспомните вечерний аукцион искусства импрессионизма и модернизма Christie’s 7 ноября 2012 года в Нью-Йорке, когда работа Василия Кандинского «Эскиз к импровизации No 8» была продана за рекордные 23 млн. USD.

Хотя в начале XX века его работы так не ценились, а в нацистский период в Германии творчество Кандинского, по сути, было под запретом. Это произошло после того, когда Гитлер назвал абстракционизм «дегенеративным искусством».
С целью усиления «воспитательной пилюли» для немцев, нацисты организовали 19 июля 1937 года одноименную выставку в Мюнхене в галерее парка Хофгартен Hofgarten (Hofgartenstraße 1, 80538 München), чтобы показать направления «вырождающегося» искусства, включая кубизм, экспрессионизм, футуризм… Такие художества были признаны опасными для «арийской расы».
Накануне начала работы выставки «Дегенеративное искусство» Entartete Kunst, нацисты открыли первую «Большую германскую художественную выставку» Große Deutsche Kunstausstellung с «правильными» картинами и художниками. Тогда Гитлер, говоря об абстракционистах, громогласно заявил: «У них нынешние представители нашего народа представлены как дегенерирующие кретины, луга для них синие, небо — зелёное, облака — серно-жёлтые и т. д.; так они чувствуют или, как они выражаются, это переживают… …это важно для Имперского министерства внутренних дел — заняться этим вопросом и избежать по крайней мере дальнейшее наследование таких ужасных дефектов зрения. Однако возможно также, что эти лица сами не верят в действительности в эти свои «чувствования» и «видения», но стараются, исходя из других побуждений — чтобы оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой. Тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания…Отныне мы будем вести беспощадную очистительную войну против последних у нас элементов культурного разложения» (Адольф Гитлер, речь по поводу открытия первой «Большой германской художественной выставки», Дом германского искусства Haus der Deutschen Kunst, Prinzregentenstraße 1, 80538 München, 18 июля 1937 года)

Знал бы кто тогда, чем и как всё это закончится…


На фото: слева - коллаж - Василий Кандинский на фоне своей всемирно известной работы «Композиция VIII» (1923 год), картина хранится в Музее Соломона Гуггенхайма Solomon R. Guggenheim Museum в Нью-Йорке. В центре - картина Кандинского «Фуга» (1914 год), была продана на аукционе Sotheby’s в 1990 году за 19 млн.USD и рекордсмен по стоимости - полотно художника «Эскиз к импровизации No 8» с фактической ценой сделки 23 млн.USD (справа)


На фото: за несколько часов до торгов на аукционе искусства импрессионизма и модернизма Christie’s по картине Василия Кандинского «Эскиз к импровизации No 8» (Нью-Йорк, 7 ноября 2012 года)

Итак, на одной, как сейчас говорят, киевской «светской вечернике» в мае 2012 года, куда пригласили меня мои приятели, я познакомился с неординарным и ярким человеком - Владимиром Ивановичем Цвилём.

Для меня на тот период, его имя ассоциировалось с, так называемым, «кассетным скандалом», который потряс Украину в ноябре 2000 года. В это время были опубликованы в украинских СМИ расшифровки аудиозаписей, сделанных в кабинете Президента Украины. Содержание записей свидетельствовало о ряде громких преступлений, к совершению которых якобы были причастны тогдашний Президент Украины Леонид Кучма и его приближённые. Одним из злодеяний называлось убийство журналиста Георгия Гонгадзе. Аудиозаписи были негласно получены бывшим майором охраны украинского президента Николаем Мельниченко, который после скандала получил политическое убежище в США, где он вскоре и оказался при содействии Владимира Цвиля.
В 2002 году Владимиром Ивановичем была написана первая книга о «кассетном скандале», который привёл к кризису власти в Украине и к Оранжевой революции 2004 года. Цвиль оказался в центре тех событий и описал их в своих книгах «В центре кассетного скандала. Рассказ очевидца» и англоязычной «Кучмагейт и крах оранжевой идеи» Kuchmagate and Collapse of the Orange Idea.


На фото: книги Владимира Цвиля о «кассетном скандале» (слева-направо) - «В центре кассетного скандала. Рассказ очевидца» / Мюнхен - Острава - Киев, на русском языке, издательство Dynamic Design (Чехия), 2004; «В центрі касетного скандалу. Розповідь очевидця» / Мюнхен - Острава - Київ, українською мовою, видавництво Dynamic Design (Чехія), 2004-2007; «Kuchmagate and Collapse of the Orange Idea» Story Told by Eyewitness / Munich - Ostrava - Kiev - London, AuthorHouse (US - United Kingdom), 2003-2013. Сайт www.kuchmagate.com


На фото: англоязычное издание книги Владимира Цвиля «Kuchmagate and Collapse of the Orange Idea» стало популярным. По имеющимся данным, сейчас книга продаётся в 89 электронных магазинах и 33-х странах мира. На фотографиях запечатлены рабочие моменты книжной ярмарки в Сан-Диего Ideas@50+, где автор подписывает читателям свои книги (США, San Diego Convention Ctr. 111 West Harbor Drive, San Diego, CA 92101, 4-6 сентября 2014 года)

Перипетии «кассетного скандала» переселили в 2000 году Владимира Цвиля и его семью в Мюнхен. С этого момента началась карьера украинско-баварского бизнесмена, участника научных программ мюнхенского «Українського Вільного Універсітету» и, наконец, Консула Украины в Мюнхене (эту должность Владимир Иванович занимал в 2002-2004 годах).

Хотя, наверное, самое главное - чтобы не происходило и где бы он не находился - Владимир Цвиль был и остаётся неистовым патриотом Украины.
На мой взгляд, это не «шароварно-песенный» патриотизм, а какой-то зацементированный, цельный, корневой. Он не основывается на получении удовлетворения от того, что какому-то чужаку стало хуже, а вырастает, прежде всего, из постоянного самосовершенствования, повышения собственной культуры, увеличения багажа знаний и конкурентоспособности личности.

В подтверждение своей жизненной позиции, Владимир Иванович может часами и по памяти цитировать разных философов и мыслителей, где одним из первых в его когорте стоит великий европейский украинец Иван Франко (1856-1916):

«…Так мало серед них знайшов я справжніх характерів, а так багато дріб'язковості, вузького егоїзму, двоєдушності й пихи, що справді не знаю, за що я мав би їх любити, незважаючи навіть на ті тисячі більших і менших шпильок, які вони, не раз з найкращим наміром, вбивали мені під шкіру. Зрозуміло, знаю … декілька винятків, декілька осіб чистих і гідних усякої пошани (говорю про інтелігенцію, не про селян), але ці винятки, на жаль, тільки стверджують загальний висновок» (Иван Франко о своих соплеменниках и о себе в знаменитом предисловии "Дещо про себе самого" (Nieco o sobie samym) к сборнику новел "Obrazki galicyjskie» (Галицькі замальовки), 1897 год)

Правда после «формулирования проблемы», Цвиль оптимистично продолжает словами того же Каменяра: «…вигодований чорним селянським хлібом, працею твердих селянських рук, почуваю обов’язок панщиною всього життя відробити ті шеляги, які видала селянська рука на те, щоб я міг видряпатись на висоту, де видно світло, де пахне воля, де ясніють вселюдські ідеали» (Иван Франко "Дещо про себе самого" (Nieco o sobie samym), 1897 год).

Наша встреча весной 2012 года была обусловлена тем, что новые немецкие партнеры Владимира Цвиля оказались авиаторами, имеющими намерения производить в Украине новое поколение гирокоптеров - винтокрылых летательных аппаратов, опирающихся в полёте на несущую поверхность свободновращающегося несущего винта, который находится в режиме авторотации.
Гирокоптеры (или как их еще называют автожиры) были разработаны в 20-х годах прошлого века и сегодня переживают своё второе рождение за счет того, что по сравнению с самолётами, им требуется очень маленький разбег для взлета: всего от 10 до 50 метров; а в сопоставлении с вертолетами - их конструкция значительно проще.
Гирокоптеры, в определённом смысле, превосходят самолёты и вертолёты по безопасности полёта. Самолёту опасна потеря скорости, поскольку он при этом может свалиться в штопор. Гирокоптер, при потере скорости, начинает снижаться. При отказе двигателя автожир-гирокоптер не падает, что, за редким исключением, сразу происходит с вертолетом. Вместо этого гирокоптер снижается (планирует), используя эффект авторотации (несущий винт вертолёта при отказе двигателя также переводится в режим авторотации, но в процессе такой эволюции теряется драгоценное время и падают обороты ротора, что является критичным при вынужденной посадке).


На фото: после полётов на гирокоптере - второй слева Владимир Цвиль, третья слева - г-жа Клара Мессершмитт Anneliese Clara Messerschmitt, проживающая в Мюнхене родственница всемирно известного немецкого авиаконструктора Вилли Мессершмитта Wilhelm Emil «Willy» Messerschmitt и первый справа - владелец компании WAIDHOFER eXoGyro System www.waidhofer-exogyro.com (в тот период DiNelly Aerosystems Ltd) г-н Рихард Вайдхофер Richard Waidhofer (Германия, Dynamic Spirit Flight Training Center www.dynamicspirit.de, Am Flughafen 8 D-79108 Freiburg im Breisgau, 2012 год)


На фото: гирокоптер WAIDHOFER eXoGyro System (Германия): площадь панорамного остекления кабины 4,7m², объём грузового отсека 1,6m³, до 5 посадочных мест, возможность перевозки больных на носилках длиной до 2,20 м, оборудован двигателем Rotax 915is мощностью 135 л.с., фюзеляж и оперение гирокоптера изготовлены из карбона www.waidhofer-exogyro.com

Всему миру известно, что немецкие инженеры умеют достичь высочайшего качества создаваемой машины, а также её наилучших эксплуатационных характеристик.
Инновационные разработки, технологическая дисциплина, современные материалы, ответственное отношение к технической поддержке - всё это характерно немецкому машиностроению: и раньше, и сегодня.
При этом, немецкая авиация не была исключением из этого правила, хотя авиастроение в Германии развивалось, можно сказать, по «особенному сценарию»…

На заре авиации в 1884 году немцы создают Испытательный воздухоплавательный отряд, преобразованный в 1901 году в Воздухоплавательный батальон. Именно этот факт может считаться началом развития германской авиации. Уже к 1914 году Германия по общему объёму и по боевым качествам своих дирижаблей (помните знаменитые «Цеппелины») обладала самым мощным воздухоплавательным флотом в мире.
В мае 1910 года в Германии открывается военная авиационная школа и в этом же году на вооружение немецкой армии поступают первые 10 самолетов германской постройки. Правда, преимущественное развитие в то время немецкого дирижаблестроения несколько замедляло массовое производство самолётов.

В этой связи многим придёт на память один замечательный фильм 1965 года, который имел большой зрительский успех и невероятно длинное оригинальное название «Эти великолепные мужчины на их летательных аппаратах или Как я долетел от Лондона до Парижа за 25 часов 11 минут» Those Magnificent Men in Their Flying Machines or How I Flew from London to Paris in 25 hours 11 minutes (20th Century Fox, United Kingdom, 1965). Правда, в нашем прокате картина имела более короткое наименование - «Воздушные приключения».
Сюжет этой яркой, изобилующей искрометным юмором ленты основывался на участии самолётов начала прошлого века из разных стран в «воздушной гонке» через пролив Ла-Манш. По сюжету фильма, британским газетным магнатом лордом Ронслей Lord Rawnsley в исполнении актера с «характерной капиталистической внешностью» Роберта Морли Robert Morley, был учреждён приз победителю гонок в размере £10.000 (кстати, эта сумма 1910 года, то есть когда развивается действие фильма, составляет приблизительно £1.070.000 в 2016 году).
За награду боролись американский ковбой Орвил Ньютон Orvil Newton, бравый лейтенант британских военно-воздушных сил Ричард Мейс Richard Mays, злодей-англичанин сэр Перси Уэр-Эрмитаж Sir Percy Ware-Armitage, влюбленный француз Пьер Дюбуа Pierre Dubois, фанатичный немецкий полковник фон Гольштейн Manfred von Holstein, итальянский граф Эмилио Понтичелли Count Emilio Ponticelli и японский военный пилот Ямамото Yamamoto 山本. Фильм высмеивает национальные особенности участников перелета: дисциплину и приверженность инструкциям немцев, эмоции итальянцев, романтизм французов, акцент речи и «самурайство» японцев. Для картины были специально построены 20 точных копий самолётов 1910-х годов в натуральную величину, включая монопланы, трипланы и бипланы, часть из которых реально летали в кадре.
Авторы фильма-авантюры, как бы «бросают намёк» по поводу немцев: «мол, вы всё делаете правильно, по инструкциям, но авиационная победа вас обойдёт стороной…»


На фото: немецкий биплан «Eardley Billing Tractor Biplane», который был участником гонки 1910 года по версии фильма «Воздушные приключения» Those Magnificent Men in Their Flying Machines or How I Flew from London to Paris in 25 hours 11 minutes. На фотографиях внизу - кадры из фильма

Начало Первой мировой войны застало германскую авиацию на первой стадии её переоснащения, которое было рассчитано на несколько лет и не было завершено к началу активных военных действий. Ещё в 1910 году были организованы Имперские военно-воздушные силы Германии Deutsche Luftstreitkräfte, которые интенсивно пополнялись самолетами немецкого производства Etrich Taube, Fokker A.I, LVG B.I, Albatros C.I, и многими другими.
После поражения в Первой мировой войне и по условиям Версальского договора (подписан 28 июня 1919 года), Германии было запрещено иметь собственную военную и гражданскую авиацию. Правда, в 1922 году запрет на гражданскую авиацию был снят с определенными ограничениями.

Практически сразу после прихода к власти 30 января 1933 года в качестве Рейхсканцлера Германии, Адольф Гитлер Adolf Hitler скажет: “Die Amerikaner haben uns verboten, Flugzeuge zu bauen, ich sage, wir werden so viele Flugzeuge bauen, dass der Himmel schwarz ist und die Vögel zu Fuß gehen müssen!” -

«Американцы запретили нам строить самолёты - я говорю, мы будем строить, так много самолётов, что небо будет чёрным и птицы будут ходить пешком!»

Что здесь сказать: «пацанская» фраза неуравновешенного ефрейтора, посредственного художника, человеконенавистника и антисемита, «демократическим путем» ставшего канцлером Германии и, впоследствии, виновником убийств, насилия и увечий миллионов людей планеты.

Возрождение военного авиастроения в гитлеровской Германии происходило невиданными темпами и опиралось, прежде всего, на созданную ко второй половине 20-х годов высокоэффективную авиационную промышленность (заводы «Фоккевульф» Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH в Бремене, «Дорнье» Dornier-Werke GmbH в Фридрихсхафене, «Хейнкель» Heinkel Flugzeugwerke в Варнемюнде, «Юнкерс» Junkers в Дессау, «Мессершмитт» Messerschmitt-Flugzeugbau Gesellschaft в Аугсбурге).
Нацистская военная машина организовала строительство и эксплуатацию беспрецедентного числа самолетов. Например, во время Третьего Рейха было построено 33.984 самолетов Messerschmitt Bf 109 (период производства с 1935 по 1945 год), около 20.000 самолетов Focke-Wulf Fw 190 Würger (с 1939 по 1945 год), 15.183 самолетов Junkers Ju 88 (с 1936 по 1945 год) и многих других типов.

Нельзя обойти вниманием и инновационный подход к разработкам принципиально новых машин. Немцы стали первыми в мире серийными производителями реактивного самолета - Messerschmitt Me.262 и выпустили его с 1942 года в довольно внушительной серии в количестве 1.433 машины. Me.262 получился полностью баварским: сборка происходила на заводе в Аугсбурге, что всего в 80 км от Мюнхена, а невиданные ранее двигатели для него были спроектированы и произведены на всемирно известной мюнхенской фирме Bayerische Motoren Werke или просто - BMW.

После победы над нацизмом, авиационная промышленность Германии перестала существовать. Только с 1956 начали создаваться ВВС Федеративной республики Германии, но непосредственно авиационное производство стартовало значительно позже. Уже с 60-х годов постепенно индустрия начала реализовать собственные проекты в области гражданской и военной авиации. Так, например, компания Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB), совместно с British Aerospace и итальянской Alenia разработала в 1974 году истребитель-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Panavia Tornado, который впоследствии был выпущен серией 992 машины.
Правда после этого, можно ещё было заметить марку «Messerschmitt» в разных комбинациях с другими брендами, но с 1989 года это известное имя окончательно исчезает с созданием корпорации DASA - Deutsche Aerospace AG (затем аббревиатура расшифровывалась как Daimler-Benz Aerospace AG и ещё позже - DaimlerChrysler Aerospace AG).


На инфографике: эволюция бренда «Messerschmitt» с момента его создания до сегодняшнего дня. После исчезновения этой торговой марки с рынка, одна предприимчивая американская инжиниринговая компания - Artisan Vehicle Systems Inc. из Калифорнии - с 2008 года стала владельцем интеллектуальных прав на торговый знак «Messerschmitt». Судя по всему, эта компания приобрела исторический бренд в качестве «актива на будущее» и пока не использует его в своей практической деятельности

Немецкие партнеры Владимира Цвиля - талантливый и амбициозный авиаконструктор Рихард Вайдхофер Richard Waidhofer и мадам Клара Мессершмитт Anneliese Clara Messerschmitt предложили организовать производство в Украине гирокоптеров нового поколения, разработанных Рихардом, под возрожденным брендом «Messerschmitt».
Это было смело и, в какой-то степени, шокирующе. Такой подход мог предопределить как оглушительную победу на рынке, так и скандальный провал.
Хотя, торговая марка «Messerschmitt», по большому счету, ничем не отличалась от Mercedes-Benz, BMW, Opel, которые сегодня являются символами престижа и успешности, но во время Второй Мировой войны большое разнообразие военной продукции Третьего Рейха выпускалось именно под этими брендами. Здесь можно вспомнить и любимую сегодня бизнесменами всего мира одежду Hugo Boss, хотя в 30-40-х годах на фабриках этой марки производилась форма для вермахта, подразделений штурмовых отрядов SA Sturmabteilung, отрядов охраны SS Schutzstaffel и молодежной нацистской организации Гитлерюгенд Hitlerjugend.

Тем не менее, риск был. Он касался особо чувствительных материй, которые существуют в исторической памяти каждого нашего человека…


На фото: в результате переговоров между сторонами проекта были подписаны ряд начальных документов для создания сборочного производства гирокоптеров в городе Мукачево, в том числе Протокол о намерениях по учреждению в Украине предприятия «Messerschmitt Ukraine» со 100% зарубежным капиталом. На всех фотографиях первый слева - авиаконструктор и предприниматель Рихард Вайдхофер Richard Waidhofer; на снимке в центре - во время подписания соглашений: первый справа - заместитель Председателя Мукачевского городского совета Александр Галай, второй справа - Владимир Цвиль (Украина, Мукачево, 12-13 июля 2012 года)

Несмотря на то, что была проведена большая подготовительная работа, уже через несколько месяцев стало ясно: немецкий разработчик нуждается в серьёзном финансировании для того, чтобы завершить инженерные работы по созданию гирокоптера нового поколения. Не всё шло гладко в этом вопросе, что же касается сборки в Украине - то было выбрано только место будущего производства возле давно уже закрытого аэропорта «Мукачево» (с.Павшино, ул.Аэропортная 2, Мукачевского района, 89600 Украина). Здесь также требовались большие вложения средств на строительство промышленных объектов, приобретение оборудования и многое другое. Отличие от создания аналогичного предприятия в Германии было только одно - невысокий уровень зарплаты украинского персонала, но считать это ключевым преимуществом, когда речь идёт о летательных аппаратах, поверьте, было бы большим заблуждением.
Проект был заморожен, его бизнес-модель признана неустойчивой.

Но кипучая энергия Владимира Цвиля, практически без остановки, вовлекла меня в другой, уже неавиационный проект, связанный с баварским наследием великого художника Василия Кандинского.

Коллекция, состоящая из 10-ти акварелей Василия Кандинского, которую мы назвали «Неизвестный Кандинский», на протяжении долгих лет хранилась Габриэлой Мюнтер Gabriele Münter, гражданской женой художника. Эти работы были написаны в Мурнау-ам-Штаффельзе Murnau am Staffelsee (всего 60 км от Мюнхена) в период рассвета творчества великого художника. С 1957 года картины стали принадлежать семье Россбергер Rossberger, а впоследствии (в 2007 году) были вывезены из Германии и сейчас хранятся в специальном хранилище в Швейцарии.


На фото: коллекция 10-ти акварелей Василия Кандинского - (1) «Изучение свойств краски с концентрическими кольцами», 42,0 х 61,0 см, 1913 год; (2) «Зимняя аллея», 42,9 х 60,9 см, 1911 год; (3) «Акварель c голубым пятном», 51,8 х 77,8 см, 1913 год; (4) «Импровизация 33, Ориент 1», 64,0 х 100,0 см, 1913 год; (5) «Импровизация 19а», 70,0 х 100,0 см, 1911 год; (6) «Чёрное пятно», 29,6 х 42,0 см, 1912 год; (7) Без названия, 29,7 х 42,0 см, 1911 год; (8) «Траурный марш», 44,0 х 42,0 см, 1909 год; (9) «Горный пейзаж с церковью - Мурнау», 33,3 х 49,8 см, 1910 год; (10) «Жандарм – Импрессия IV», 50,0 х 69,5 см, 1911 год


На фото: возле Дома Габриэлы Мюнтер Gabriele Münter Haus (82418 Murnau, Bayern) - художника и гражданской жены Василия Кандинского. В этом доме в период с 1909 по 1914 год Кандинский творил во время своего наиболее благодатного «мюнхенского периода». Все десять акварелей из выше упомянутой коллекции были созданы здесь. В стенах дома (во время правления нацистов) Габриэла Мюнтер организовала тайники, где хранила, доставшиеся в наследство от совместной жизни с Кандинским, картины великого художника (Германия, Бавария, Мурнау-ам-Штаффельзе, 4 июня 2013 года)

У каждого, кто подходит к картинам Василия Кандинского возникают свои собственные эмоции. Кто-то восхищается, кто-то раздражается; есть зрители, которые погружаются во внутренние рассуждения или, наоборот, возмущенно осуждают увиденное. Но я ни разу не видел равнодушных, кто просто прошёл мимо и ничего не заметил…

Мне очень нравится (как принято говорить: «моя картина») акварель 1911 года без названия (7). Впервые увидев на фотографии, затем вживую в хранилище предметов искусства в Лозанне в 2012 году, я почувствовал какую-то исходящую от неё неистовую силу.
Когда авторитетные оценщики из профильной немецкой компании Dr. M. H. B. Hering KONSERVATOR (Fürth, Deutschland) в 2009 году проводили анализ акварелей Кандинского, то упомянутая картина 1911 года получила такую характеристику искусствоведов: «Растворение различимых объектов высвобождает восприятие работы и концентрирует внимание на цветовых оттенках и формах, а также на независимых от объективного мира значениях. Картина показывает элементы ряда «чёрного пятна» и служит для изменения традиционного мышления».
Кстати, экспертная оценка страховой стоимости этой работы тогда составила 3,4 млн EUR.

Что же касается всех исторических зигзагов в связи с коллекцией акварелей, замешанных на бесчисленных авантюрах и даже на криминале; а также многих других, ранее неопубликованных фактов из жизни Василия Кандинского - то они нашли своё отражение в новой книге Владимира Цвиля «Der unbekannte Kandinsky» (Невідомий Кандинський) на немецком и украинском языках. Книга ожидает своего издания, но мне довелось прочесть рукопись - поверьте, она захватывает и стоит потраченного на чтение времени…


На фото: рабочий момент во время создания книги «Der unbekannte Kandinsky» (Невідомий Кандинський) - автор Владимир Цвиль (справа) со своими научными консультантами: кандидатом искусствоведения, профессором Национального университета театрального искусства им. Карпенко-Карого (ул. Евгения Коновальца 18, Киев 01133), признанным мировым экспертом в области авангардизма, консультантом международных аукционов Christie’s и Sotheby’s Дмитрием Горбачёвым (в центре) и украинским искусствоведом, ученым, доцентом, преподавателем Национальной Академии Руководящих Кадров Культуры и Искусств (ул. Лаврская 9, Киев 02000), соавтором книги «Украинские авангардисты как теоретики и публицисты» Сергеем Папетой (Киев, 29 января 2013 года)

В книге «Der unbekannte Kandinsky» (Невідомий Кандинський) есть глава, которая называется «Vom Müllhaufen bis Sotheby’s» (Від смітника до Sotheby’s). Конечно, не буду пересказывать её содержание, но там есть одна, очень важная на мой взгляд мысль о том, что ни Германия (особенно в нацистский период), ни Советский Союз (вплоть до прихода к власти Михаила Горбачева в 1985 году) не признавали авангардистов. Художники творили, балансируя между запретами; они выживали, благодаря скромным ценителям их таланта. Работы Кандинского начали постепенно обращать на себя внимание в мире с конца 60-х годов, потом сенсация и «высшая лига планеты» - его картина «Фуга» (1914 год), была продана на аукционе Sotheby’s за 19 млн.USD в 1990 году. С этого момента началась совсем другая эпоха…


На фото: в современном Мюнхене в районе Максимилианштрассе Maximilianstraße (6 июня 2013 года)

Великая балерина и Герой Социалистического Труда Майя Плисецкая (1925-2015) с 1991 года и до последних своих дней жила в Мюнхене. Насчёт этого, она как-то сказала: «Немцы называют Мюнхен самым северным городом Италии. Они шутят, что население Германии делится на тех, кто живет в Мюнхене, и тех, кто хочет в нём жить».

Сегодняшние информационные, транспортные и логистические возможности позволяют жить там, где «душа спокойна», а работать, где есть спрос на наши знания, талант и опыт. При этом, место жительства и место работы могут быть не только в разных городах, но и в разных странах. Новые технологии заново отстроили нашу жизнь и наиболее успешные становятся «гражданами мира», при этом не забывая о родной земле и своих корнях.

Если Вы что-то хотите изменить - не откладывайте и делайте это уже сегодня; мыслите позитивно и ярко - как бурные и нестандартные колоритные образы картин Василия Кандинского…

Да и ещё - вместо постскриптума...

20 мая 2017 года во время работы VII Международного фестиваля «Книжный арсенал» состоялась презентация книги Владимира Цвиля "Невiдомий Кандинський" Неизвестный Кандинский.
Это событие стало заметным в культурной жизни Украины и я, честно говоря, очень рад, что имел к нему непосредственное отношение...


На фото: вместе с Владимиром Цвилём во время презентации книги (Киев, Мистецький арсенал, 20 мая 2017 года)



© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: Василий Кандинский, Владимир Цвиль, Германия, Мукачево, Мюнхен, Павел Науменко, Украина, авиация, автожир, гирокоптер
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments