pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

Легендарная Харьковчанка

У многих городов есть люди, названия и события, которые прославляют сам город, создают незабываемые «триггерные» ассоциации, включающие в нашем создании точные «географические координаты».
В этом смысле Харьков - особенный город. За свою историю здесь было рождено много талантливых людей, сделано огромное число открытий, а также, благодаря мощному промышленному потенциалу, создано бесчисленное множество новых машин, продуктов и услуг. Что-то осталось в истории, что-то продолжает развиваться, но, в любом случае, Харьков заставил себя уважать не только в Украине, но и далеко за её пределами.


На фото: возле Ан-140 - первого самолета в истории нашей страны, разработанного и освоенного в серийном производстве во время независимости Украины. При том, что лайнер был разработан в Киеве, лицензия на его производство была продана России и Ирану, именно благодаря Харькову и харьковчанам Ан-140 стал по-настоящему серийной машиной, «пробившей» себе дорогу на мировой рынок. Несмотря на сложности эксплуатации начального периода, аварии и катастрофы, «холодок» разработчика и слабость поставщиков комплектующих изделий, выпускающих их подчас в единичном количестве - Харьковский авиазавод с этим самолётом восстановил свою известность, а в 2004 году был удостоен награды «Aviation Week and Space Technology» (США) за успехи в продвижении Ан-140 на международном рынке. Первый самолёт разработки Олега Антонова - Ан-2 - кроме прочих, имел ласковое женское имя «Аннушка». Мы также называли свой Ан-140. Он был для нашей страны первым, а для нас он стал «Аннушкой - харьковчанкой» - любимой, со сложным характером, дамой, полностью отражающей то непростое время… (фотография студии «Авиафильм», 11 августа 2005 года)

Конечно, главная ценность любого города - это его люди. Великие и обыкновенные, успешные и не очень, патриоты и космополиты, счастливые и стремящиеся к счастью…

Харьковчане умеют не только чётко и взвешенно формулировать свои цели, но и достигать их, при том неважно - где потом они будут жить и работать.

Неподражаемый харьковский говор и уникальные, присущие только для этого города, «словечки»: тремпель (вешалка), гендэль (забегаловка), марка (номер маршрута трамвая), сявка (гопник), ракло (босяк), ампулка (стержень для шариковой ручки), змейка (застёжка-молния), локон (плойка), кулёк (целлофановый пакет), стулка (табурет), делис (вафельный торт), вылазка (пикник на природе)…

Великая харьковчанка - Людмила Марковна Гурченко - уехав навсегда в Москву, осталась верной своему родному городу. В своей книге «Моё взрослое детство» (Л.М.Гурченко, Москва, Издатель: Журнал «Наш современник», 1980 год) о «харьковской речи» она писала так: «В Харькове все говорят с украинским акцентом. У Вали [Валентина Сергеевна Радченко - соседка и друг семьи Гурченко] был  такой … акцент, что его слышала даже я. Она говорила «войська»… Мощный украинский акцент никак не сочетался с её внешностью».


На фото (слева-направо): Клавдия Шульженко (1906-1984), Людмила Гурченко (1935-2011), Наталья Фатеева (род. в 1934 году) - великие женщины, рожденные в Харькове, сделавшие себя сами, «секс-символы» своего времени, прославившие себя и свою страну. «Синий платочек» Шульженко, Леночка Крылова из «Карнавальной ночи» Гурченко или Зоя из фильма «Три плюс два» Натальи Фатеевой - всё это будут слушать и смотреть ещё многие годы и десятилетия. И несмотря на то, что для них трамплином к славе стали Москва и Петербург, они навсегда останутся настоящими и легендарными Харьковчанками…

Когда я стал генеральным директором Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП), вместе с огромным производственным комплексом, располагающимся не только на 2-х площадках в Харькове, но и в Конотопе, Чугуеве и Безлюдовке, под моё управление перешли санаторий-профилакторий «Полёт» в Харькове, база отдыха «Сокольники» на Старом Салтове (село Петровское, Волчанский район, Харьковской области), детский оздоровительный лагерь «Лесной огонёк» в Померках, детский сад и школа 1-й ступени «Соколятко» в харьковских Сокольниках. В дополнение к этому, были многочисленные общежития и малосемейные дома, а также жилой фонд ХГАПП.

Для меня стало открытием, что одно из самых известных зданий Харькова по ул. Сумской, 36/38 входило в жилой фонд ХГАПП. В тот момент, практически все квартиры были приватизированы жильцами, но управление жилищными вопросами и помещениями общего или коммерческого использования оставались за Харьковским авиазаводом.
Оказывается, до строительства в послевоенные годы большого и престижного жилого дома в самом центре Харькова, на этом месте располагался филиал института Промэнергетики, в котором в 1933–1934 годах работал Юрий Кондратюк (имя при рождении - Александр Игнатьевич Шаргей). Ю.Контратюк (1897-1942) был основоположником космонавтики, автор теории многоступенчатости ракеты-носителя, но стал всемирно известным, благодаря тому, что рассчитал оптимальную траекторию полёта космического корабля к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Apollo». Предложенная в 1916 году Шаргеем - Кондратюком траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка».


На фото: слева - мемориальная доска, установленная на жилом доме по ул. Сумской, 36/38 в Харькове в честь Юрия Кондратюка. Справа - «трасса Кондратюка» - наиболее выгодная (с точки зрения затрат энергии) траектория космического полёта на Луну. Шаргей-Кондратюк впервые опубликовал эту концепцию в книге «Завоевание межпланетных пространств» (1929 год). «Улиточная» траектория полёта космического корабля на Луну была использована на практике американцами во время осуществления ими полётов на естественный спутник Земли


На фото: с другим великим конструктором ракетно-космической техники - Владимиром Сергеевым (1914-2009) - академиком Академии наук Украины, дважды Героем Социалистического труда, многолетним руководителем харьковского завода «Хартрон» (ОКБ-692 / завод 67 / НПО «Электроприбор») мне довелось быть знакомым. Владимир Григорьевич вместе с супругой жил в доме по ул. Сумской, 36/38 с 1960 по 1997 год. После создания систем управления стратегических баллистических ракет разработки конструкторских бюро под управлением Михаила Янгеля и Владимира Челомея, коллектив В.Сергеева в 80-х годах прошлого века занимался разработкой системы управления ракеты-носителя многоразовой космической транспортной системы «Энергия — Буран» (на снимке в центре)

Но, честно говоря, с домом на Сумской, 36/38 меня, как и многих харьковчан, раньше связывало нечто другое.


На фото (слева) 70-х - начала 80-х годов - дом по ул. Сумской, 36/38 с расположенным на первом этаже кафе «Харкiв’янка». Кафе, общей площадью 1400 м² и находящееся в самом сердце Харькова, было уникальным заведением общественного питания. Именно здесь были размещены автоматы по продаже бутербродов, кофе и даже коньяка, что они делали вместо привычных буфетчиц и барменов

Харьковский блогер Владимир Карцовник написал по этому поводу так: «Когда открыли кафе-автомат «Харків’янка» на Сумской никто не думал, что это название будет вытеснено громким, как очередь, словом - Пулемёт!
В те времена я жил с родителями в доме № 54 по улице Пушкинской, это было недалеко от нового кафе и однажды папа повел меня туда. Там всё было необычно - лифт с аппетитными бутербродами и пирожными за полукруглыми вертикальными витринами, покупка жетонов, которые надо бросить в щель автомата, чтобы получить желаемое. Был ещё отдел кулинарии, где были, кроме паштетов, многие другие вкусности. (Паштеты я выделил отдельно потому, что через много лет это станет у нас закуской). Помню, как папа мне сказал - «А при коммунизме будет всё то же самое, только без жетонов».
Мог ли я подумать, что это заведение станет на многие годы в Харькове центром общения самых разных слоёв общества? Конечно же, нет.
Несколько лет спустя, в доме, где я жил, открыли кафе «Огонек», тогда это называлось молодежное кафе. Там стоял автомат-проигрыватель, люди танцевали и выпивали, а потом шли в наш двор заниматься любовью. Примерно в это же время я услышал название - «Пулемет». Причем тогда это было не просто название кафе, а оно для нас олицетворяло некую касту людей, которые там собирались. Так же было и с названием «Огонек». Мы, малолетки, гордо говорили: «Я с Огонька!».
Если кто спрашивал: «Почему Пулемет?», получал ответ: «Потому что не автомат!».
Уже позже, я узнал, что «люди с Пулемета» - это компания, собирающаяся на двух скамейках в скверике возле Зеркальной струи. И нет между нами никакой вражды, да и не было...
Позже, уже учась в старших классах математической школы, я открыл для себя всю «запретную прелесть» Пулемета. Крепкий, ароматный кофе можно было взять с коньяком. Коньяк лили щедро, отчего аромат кофе забивался алкоголем, но мы его пили и чувствовали себя взрослыми.
Чуть позже, уже в недрах кафе выделили помещение, в которое можно было попасть, пройдя по узкому коридорчику, и организовали коктейль бар. Наверное - это был первый в Харькове такой бар. За 1 рубль 40 копеек можно было взять коктейль «Огненный шар», посидеть в полумраке, послушать хорошую музыку…
…Пулемет, кого только не встречал там! Без всякого сомнения богемный Харьков там был просто прописан. А ещё ученые, студенты, преподаватели. Пулемет собирал, знакомил, сводил, разводил... Это было не просто кафе, это было общественное явление»
.


На фото: кафе-автоматы появились в мире ещё в 40-х годах прошлого века (на снимке вверху слева - продуктовые автоматы в Нью Йорке в 1942 году). Были случаи, когда архитекторы интегрировали автоматы в интерьер помпезных помещений (на фотографии в центре - кафе Гастронома № 40 в 60-х - 70-х годах на Лубянке, Москва). Но всё таки, кафе «Харків’янка» выделялась бóльшим ассортиментом и инновационностью торгового оборудования. И главное - в Харьковском «автоматическом» кафе была создана атмосфера престижа и доступности для посетителей


На фото: кстати, сегодня обслуживание клиентов баров и ресторанов роботами становится модным технологическим трендом. 15 мая 2016 года в свой первый круиз отправилось судно «Harmony of the Seas» - на снимках слева - (Изготовитель Chantiers de l’Atlantique, Сен-Назер, Франция), являющееся третьим по счёту в классе Oasis. 362-метровый (1188 футов) корабль способен вместить более 6000 пассажиров и около 2200 членов экипажа. «Гармония морей» имеет различные каюты, начиная от небольших комнат до люксов, некоторые из которых оснащены настенными экранами (именуемые «виртуальными балконами»), которые показывают то, что находится вокруг судна. Именно здесь появился Bionic Bar (на фото справа), где роботы-бармены «подают» уникальные коктейли, танцуя при этом под ритм зажигательной музыки

Вместе со студентами Харьковского авиационного института (ХАИ), после получения стипендии, мы иногда заходили в кафе-автомат «Харків’янка». Нас увлекали тогда не только самолёты и ракеты, но и всё оригинальное, нестандартное, что можно было придумать и реализовать на практике.

Это происходило потому, что нас так учили институтские преподаватели и многие из нас их науку усвоили на всю свою жизнь. «Уметь учиться», применять свои знания на практике, не тратить время на бесцельное обсуждение чужих успехов или неудач, а основываясь на своих и на чужих ошибках - преодолевать их, идти дальше, творить, создавать, производить


На фото: мои учителя - преподаватели факультета летательных аппаратов (факультет № 4) Харьковского авиационного института в период с 1982 по 1988 годы. Мне очень жаль, что многие уже ушли от нас. Ныне здравствующим всегда желаю не болеть и долгих лет жизни. Они были и остались настоящими, глубокими, крепкими… Я очень им благодарен за науку жить и работать


На фото: 15-летие моего выпуска традиционно совпало с прекрасным студенческим праздником - Днём ХАИ. На снимке слева, на стадионе ХАИ во время праздника «между двумя Кривцовыми»: Владимиром Кривцовым (слева) - ректором Национального аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» (ХАИ) и Александром Кривцовым (справа) - региональным государственным и политическим деятелем (в разное время Председатель Киевской районной администрации гор. Харькова, заместитель Председателя Харьковской областной государственной администрации и Харьковского городского головы). На фотографии справа - с моими сокурсниками (инженеры-механики по жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), электрическим (плазменным) ракетным двигателям (ЭРД) и ядерным ракетным двигателям (ЯРД)) - выпускниками ХАИ 1988 года во время посещения цеха окончательной сборки ХГАПП (Харьков, День ХАИ - посещение ХГАПП, 26 мая 2003 года)

Начиная с 90-х годов, кафе «Харків’янка» стала обычным «заведением общественного питания», ничем не примечательным, серым и постепенно утратившим свой прошлый неповторимый шарм.
Некоторые «уважаемые люди» города выражали своё намерение руководству ХГАПП взять, например, в аренду помещения кафе. Дальше, правда, такие «бизнес-планы» имели стандартное продолжение: взять в аренду оптом, чтобы потом раздать помещения в розницу под небольшие бутики, булочные и кофейни.

Приходили с подобными «коммерческими предложениями» и ко мне, как директору завода. Нужно было прибегать к большой изобретательности, чтобы найти повод отказать им и не навлечь на завод «гром и молнии от сильных мира сего».

Однажды, в начале 2006 года, зашёл ко мне один харьковский бизнесмен - Феликс Давыдов. Без протекции и каких-то промежуточных звонков «от общих знакомых». Просто пришёл в приёмное время и сказал, что у него, как у руководителя группы компаний «Арго» (крупная компания по производству продуктов и напитков), есть идея: создать на основе кафе «Харків’янка» ресторан быстрого питания одной из известных мировых сетей.
Показал расчёты, эскизы интерьеров… Он говорил очень зажигательно и уверенно в том, что его замысел будет реализован, а умирающее кафе станет знаковым привлекательным местом города. В результате всего, я снял «табу» и открыл конкурс на выбор арендаторов этого заведения.
В конкурсе победило предложение Давыдова и через некоторое время, после одобрения Фонда государственного имущества Украины, был заключён с ним договор на аренду нежилых помещений на 3 года.

Помню, многие тогда обиделись на меня за то, что арендатором «Харьковчанки» стал «просто бизнесмен», своим трудом и умением производящий продукцию, а не родственники какого-то известного чиновника, например.

К слову, Феликс Савельевич Давыдов (1948-2014) в своё время был одним из первых «цеховиков» в Харькове, серийно шил модную одежду в советское время, когда такой вид деятельности «преследовался по закону». В 80-х годах прошлого века за «незаконное предпринимательство» был осужден на 8 лет, но несмотря на это, сохранил себя как личность и как руководитель.
Уже в новом времени, Феликс Савельевич стал законопослушным бизнесменом и одним из организаторов строительства мемориального комплекса Дробицкий Яр в Харьковской области в память о 20-ти тысяч расстрелянных евреев из харьковского гетто во время Второй мировой войны.
Мне не раз доводилось слышать от него: «Я часто приезжаю в Дробицкий Яр один, потому что здесь лежат мои расстрелянные родственники, их души поддерживают меня…»


На фото: к сожалению, идея с рестораном быстрого питания международного бренда довольно быстро отошла в предание. В то время требовались большие инвестиции на покупку права использования известной торговой марки в Харькове, а у наших арендаторов на это не было достаточно средств. В результате, ими было принято решение о создании собственного имени, на основе истории кафе «Харків’янка», прозванного «Пулемётом». Так появился в 2007 году «Кулемет», как бы продолжая историю известного харьковского кафе (Харьков, июнь 2007 года)


На фото: так выглядел интерьер кафе «Кулемет» (слева). Всё было оформлено в залихватском «революционном стиле», а символом заведения стал анархист Нестор Махно. На видном месте в ресторане появилось красное полотнище с лозунгами той эпохи:

«Больше никому не веря,
Кричали все в одно:
Не ври как сивый мерин,
Мы все идём к Махно!»

В таком же стиле оформлялись приглашения для потенциальных клиентов - на фотографии справа (Харьков, июнь 2007 года)



На фото: работа ресторана быстрого питания, не входящего в мировую сеть, сопряжена с большими коммерческими рисками. Желание достичь низкую цену на блюда национальной кухни при сохранении их высокого качества, подчас, становится трудно реализуемой задачей на практике. Так произошло и с попыткой реинкарнации «Харьковчанки» - «Кулеметом». Через пару лет после открытия, ресторан с «местным брендом» был закрыт, а вместо него появился сетевой японский «Тануки», работающий и по сей день (Харьков, декабрь 2013 года)

Была ещё одна «Харьковчанка», неразрывно связанная не только с Харьковом, но и с Харьковским авиазаводом.
В конце 50-х годов прошлого столетия, родилась идея создания надежного антарктического вездехода, который может работать при температуре воздуха до -75ºС, перевозить людей и грузы, а также иметь длительный жизненный цикл в условиях Антарктиды.

В то время творило много романтиков и те, кто создавал «корабли Антарктиды» - так называли уникальные снежные вездеходы - были одни из них.
«Антарктида - ледяная пустыня, по образному выражению первооткрывателей - страна «белой смерти». Низкое, словно затянутое многоцветным лоскутным покрывалом небо сеет снежную пургу, мерцает под неровными вспышками полярных сияний. В ясные весенне-летние дни оно наливается пурпуром и синькой, и солнце мутной точкой неделями плавает на горизонте. В такие дни изумрудами светятся обрывы нагромождённых друг на друга ледяных гор, а снежные равнины в несколько минут ослепляют не защищённые очками глаза. И горные хребты, и бесконечные ледяные плоскогорья, и гигантские трещины в них - всё здесь круглый год окутано тяжелой мантией вечных снегов…» - так начиналась статья в журнале «Техника молодежи» за март 1959 года, рассказывающая о разработке диковинного снегохода, навсегда получившего персональное имя - «Харьковчанка».


На фото: первая статья в прессе об антарктической «Харьковчанке» (Научно-популярный журнал «Техника молодежи» №3, март 1959 года)

Для создания антарктического вездехода предстояло найти два предприятия, принадлежащие разным ведомствам, но расположенные в одном городе. Такие заводы нашлись в Харькове. Один из них - Харьковский авиационный завод, другой - завод транспортного машиностроения им. В.А.Малышева (до 1960 года - машиностроительный завод № 183). Завод им. Малышева обладал большим опытом в производстве танков и тягачей, что имело определяющее значение для тяговых характеристик будущего снегохода, а Харьковский авиазавод - создавал салоны самолетов, что могло стать основой для обустройства жилого комплекса снежного внедорожника. С 1958 года развернулась совместная работа.

Историки Дмитрий Гладкий и Александр Говоруха рассказывают:
«Новизна и необычность поставленного перед предприятиями задания требовали необычных подходов. Опыта ни у кого не было. Нужно было с чистого листа придумать машину, которая бы выдержала антарктические нагрузки. За основу был взят все тот же АТ-Т [тяжёлый артиллерийский гусеничный тягач высокой проходимости], но видоизмененный. Его шасси удлинили на два катка, что позволило увеличить грузоподъемность, расширили траки для снижения удельного давления на снежный покров, изготовили специальную коробку передач.
Перед авиастроителями была поставлена задача сконструировать и изготовить специальный кузов площадью почти 30 кв. м. Кузов должен быть автобусного типа, иметь надежное утепление. Предстояло оборудовать рабочий отсек, камбуз, отделение управления, спальню на 6 мест, а еще аппаратную, сушильное отделение, тамбур. То есть должен быть спроектирован комфортабельный рабоче-бытовой комплекс в одном помещении. Срок был определен, как все в те времена, очень жесткий - всего три месяца. Нужно было успеть выполнить чертежи, воплотить их в металле и при этом моментально вносить коррективы в процессе работы. Задействованные в этом проекте люди работали практически непрерывно, на отдых оставались только ночные часы.
Затем отдельные готовые составляющие доводили уже вместе. Новые тягачи имели внушительные характеристики: их грузоподъемность с буксируемым санным прицепом составляла 70 тонн [масса самого вездехода составляла 35 тонн], рабочая скорость при движении по снегу - 5-11 км/ч [на практике была достигнута скорость 30 км/ч], среднее удельное давление на снег - 0,4 кг/кв. см. Как рассказывали причастные к этой работе люди, все узлы и механизмы тягачей буквально «вылизывались», чтобы не подкачали харьковские машины на южной «макушке» Земли»
.


Технические характеристики «Харьковчанки»: длина — 8.5 м; ширина — 3.5 м; высота — 4.0 м (антенна — 6.5 м); масса — 35.0 т, прицеп — 70 т; двигатель — 520–1000 л.с. (995 л.с. на высоте 3000 м); ширина гусеницы — 1.0 м; запас хода — 1500 км (2500 л топлива); скорость — 30 км/ч; подъем – 30°; может плавать (глубина погружения по уровню пола кабины); электропитание — 2 генератора, суммарно 13 кВт; температура окружающего воздуха — ниже -70°С.
Кабина экипажа: площадь — 28 м², объем — 50 м³, высота — 210 см; стены — дюралюминий, теплоизоляция — 8 слоёв капроновой ваты; производительность отопителей — 200 м³/час воздуха; возможен ремонт агрегатов изнутри кабины во время похода.
На схеме: (1) - 4-местная кабина экипажа; (2) - моторный отсек; (3) - двигатель; (4) - гидромеханическая коробка передач; (5) - карданный вал; (6) - бортовой редуктор; (7) - поворотно-сцепное устройство; (8) - опорный каток; (9) - топливный бак; (10) - грузовая платформа или жилой отсек в зависимости от варианта исполнения; (11) - тент


Первое испытание «Харьковчанки» в Антарктиде началось 10 февраля 1959 года. Партия из 3-х машин была доставлена на Южный полюс и буквально сразу была поставлена задача осуществить поход на новых вездеходах со станции Мирный до «купола планеты» протяженностью 2700 км. Полуторамесячный поход триумфально завершился на американской полярной станции, расположенной прямо на полюсе. Кстати, тогда была выполнена и «важная политическая задача»: рядом со звёздно-полосатым флагом на полюсе был поднят флаг СССР, что обозначило покорение советскими исследователями Южного полюса. «Харьковчанки» выдержали экзамен с честью, показали себя на редкость удачными и крайне выносливыми машинами.


На фото: так выглядели первые «Харьковчанки» в Антарктиде. Внутри было всё примитивно, но надежно настолько, что многие из этих машин эксплуатируются до сегодняшнего дня, то есть без малого 60 лет! На снимке вверху справа - кипятильник термос авиационный КУ-27-2С в жилом отсеке (такие же использовались на самолетах Ту-104, Ту-124, Ту-134 и многих других), а на снимке внизу - спальные места полярников возле авиационных иллюминаторов «Харьковчанки»


На фото: конструкция и стиль иллюминаторов самолетов Туполева, выпускающихся в тот период на Харьковском авиазаводе, были использованы при разработке жилого отсека арктического вездехода

В 1976 году на киностудии «Ленфильм» режиссёрами Сергеем Данилиным и Евгением Татарским был снят художественный фильм по книге Владимира Санина «Семьдесят два градуса ниже нуля» о перевозке топлива и грузов со станции «Мирный» на станцию «Восток» в Антарктиде. Блестящий актерский состав - Николай Крючков, Александр Абдулов, Михаил Кононов, Олег Янковский, Сергей Иванов и другие - играли отважных полярников. Но, пожалуй, главным героем фильма стал вездеход «Харьковчанка». На основе героизма одних, при этом невзирая на разгильдяйство и предательство, не прошедших проверку трудностями некоторых членов экипажа, благодаря уникальной машине была выполнена очень сложная логистическая задача.

Автор этого фильма и книги - писатель-полярник - Владимир Санин (1928-1989) напишет так: «Надежда и опора, «страховой полис» полярника - «Харьковчанка». Заглохнут, выйдут из строя тягачи, но остаётся «Харьковчанка» - всех приютит, спасёт, привезёт домой. Только одна она и способна на такое. Крейсер белой пустыни!» (В. Санин «Семьдесят два градуса ниже нуля», 1975 год)


На фото: кадры из фильма «Семьдесят два градуса ниже нуля». «Харьковчанка» всегда шла первой, прокладывая путь в снегах…

Спустя время, концепция «однообъёмной» «Харьковчанки» была изменена, когда в декабре 1974 года было получено задание на разработку и производство 5-ти новых «снежных крейсеров» для Антарктиды. Тогда приняли решение отделить кабину водителя от жилого отсека - так появилась «капотная» версия вездехода, который получил название «Харьковчанка-2».
Первыми на Харьковском авиационном заводе включились в работу инженеры-конструкторы, в том числе Николай Янатьев - в ближайшем будущем Главный конструктор завода. Нужно было внимательно изучить замечания по предыдущей модели. Оказалось, что сквозные болты, проходящие через всю толщину стенок снегохода ставить нельзя - внутри отсека они обрастали «шапкой снега». Кроме этого, по требованиям полярников вход в жилой отсек должен быть выполнен в виде шлюза.
Николай Григорьевич, как и вся талантливая и трудолюбивая команда отдавали проекту всю душу и практически всё своё время. К марту 1975 года была готова конструкторская документация, а через три месяца цеха завода предоставили все необходимые детали. Сборка вездеходов, как и полагалось на авиазаводе, осуществлялась цехом окончательной сборки самолетов.
Уже осенью 1975 года партия из первых 3-х машин была направлена в Антарктиду. По общему мнению полярников, во втором поколении харьковских снегоходов стало ещё надежнее, уютнее, но главное - теплее.


На фото: «Харьковчанка-2» на заводе перед отправкой в Антарктиду (на снимке слева, 1975 год). На всех снежных вездеходах указывался логотип Советской Антарктической экспедиции (САЭ) — постоянной экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Академии наук СССР (1955—1992 годы). САЭ, как и Советского Союза уже более четверти века как нет, но эти надписи до сих пор путешествуют на борту «Харьковчанок». Фотография вездехода «Харьковчанка-2» справа была сделана в Антарктиде в 2015 году - ничего не скажешь, надежная техника…


На фото: в 2015 году на экраны кинотеатров вышел замечательный фильм «Марсианин» (The Martian, 20th Century Fox, США). Сюжет, который разворачивается в недалёком будущем, рассказывает историю астронавта Марка Уотни, члена исследовательской экспедиции на Марс. Оставленный на планете, Уотни, проявляет смекалку и выживает в экстремальных условиях. Невольно хочется сравнить предположительные условия жизни на Марсе и реальные - в Антарктиде. В этом фильме очень много параллелей с «земными безжизненными пустынями», да и фантастический марсоход чем-то сильно напоминал «модифицированную на основе современных технологий» антарктическую «Харьковчанку». Кстати, надпись «САЭ» сегодня на «Харьковчанках» воспринимается также, как и песни из 70-х годов, которые слушал главный герой фильма «Марсианин»: Hot Stuff (Donna Summer, 1979 год), Waterloo (ABBA, 1974), Mr. Spaceman (The Byrds, 1966) и другие…

У каждого харьковчанина есть своя «харьковчанка»… Для большинства это будет любимая женщина; кто-то вспомнит старейшую в Украине кондитерскую фабрику «Харьковчанка» корпорации «Бисквит-шоколад», выпускающую прекрасные конфеты и торты. А может быть кому-то прийдет на память стиральная машинка «Харьковчанка», которая из-за своей ценовой доступности, простоты и надежности стала в прошлом спутником многих молодых семей. Большой промышленный город создавал много полезных вещей, входящих в нашу жизнь и в наш быт.

Для меня была, есть и останется настоящая "нежность к ревущему зверю" - самолету Ан-140 - «Аннушке-харьковчанке»


На фото: самолет Ан-140-100 (регистрационный номер UR-14007) на взлёте (Киев, 2013 год)

Да и ещё об одном.


Первый взлет нового самолета Ан-132Д (на фото) разработки ГП «Антонов» состоялся 31 марта 2017 года. Этот лайнер был построен с применением комплектующих изделий от лучших мировых производителей. Странно, но ранее наш «технологический патриотизм» заключался в том, чтобы поставить максимальное число комплектующих производства предприятий пост-советского авиапрома. Мы сами себя ограничивали в выборе и потом от такого самоограничения страдали. Мы чётко делили всех на «свой-чужой», вольно или невольно продолжая подходы времён «холодной войны» 1946-1989 годов.
Взлёт Ан-132Д можно отнести к большим знаковым событиям потому, что именно с этого самолета начинается новая страница в истории украинской авиации. И дело даже не в том, что на этой машине нет российской комплектации, а прежде всего, что на этом лайнере установлено самое современное и конкурентоспособное оборудование, существующее сегодня в мире. Без привязки к каким-то древним традициям или желанию «поддержать своих» только потому, что они «свои». В Харькове таких преобразований ждут серийные и востребованные на рынке самолеты Ан-74 и Ан-140. На этой основе можно и нужно побеждать на рынке.

Как говорил великий учёный, рождённый в Украине, Сергей Павлович Королёв: «Кто хочет работать — ищет средства, кто не хочет — причины»


И ещё.
1 апреля 2017 года от всех нас ушёл поэт, который «больше, чем поэт» - Евгений Александрович Евтушенко.
Он всю свою жизнь «цементировал» наше общество, любил жизнь, любил Украину, Харьков и харьковчанок…
Я хорошо помню, как Евгений Евтушенко в 1989 году с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем другие кандидаты, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова.
В период избирательной кампании, он очень хотел прийти на Харьковский авиазавод и выступить перед работниками предприятия. Администрация не пустила поэта по причине его «бунтарского» характера и поддержки дирекцией завода других кандидатов.

Тем не менее, наша молодежь организовала неформальную встречу с Евгением Александровичем в небольшом зале рабочего общежития (г.Харьков, ул. Деревянко, 19). Я был на этой встрече, общался с поэтом, хорошо помню его слова: «Обязательно стану народным депутатом СССР, приеду на ваш завод и взорву этот бастион закрытости изнутри!»
Ему всегда была присуща сила и правда, какой-бы неудобной она ни была. Таким он был всю свою жизнь.

«..Город был от листьев рыж,
а какой -
забыл.
Может, это был Париж?
Может, Харьков был?
И, собой не дорожа,
вся дрожа от жара,
обжигающе рыжа,
женщина
бежала.
Сквозь листву,
газет клочки
мчались
каблучки…»
(Евгений Евтушенко. «Братская ГЭС», 1964-1965)





© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: Ан-132Д, Ан-140, Ан-74, Антарктида, Гурченко, Евтушенко, Кондратюк, ХАИ, ХГАПП, Харьков, Харьковский авиазавод, Харьковчанка
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment