pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

История одного визита

14 февраля 2003 года на Харьковский авиазавод приехал Посол Великобритании Роберт Бринкли Robert Brinkley с супругой. Или, как в подобных случаях, требует формулировать дипломатический протокол, на ХГАПП состоялся рабочий визит Его Превосходительства Чрезвычайного и Полномочного Посла Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Украине и Миссис Бринкли. Собственно в череде официальных и рабочих визитов бизнесменов, политиков, общественных деятелей, которые раньше часто наведывались на ХГАПП, можно было бы и не вспоминать этот визит, если бы не одно «но».

На фото: Посол Великобритании Роберт Бринкли (в центре) возле мемориальной доски, посвященной 1-му директору и основателю Харьковского авиазавода Константину Калинину (1887-1938)

Британский Посол прибыл на завод по собственной инициативе, прибыл через полтора месяца после страшной катастрофы в горах Ирана, где погибли руководители и специалисты ХГАПП, АНТК «Антонов» и ряда других предприятий, которые были задействованы в производственной кооперации по самолету Ан-140. Тогда на ХГАПП работало около 8 тысяч сотрудников и каждый человек из этого большого коллектива переживал трагедию как свою личную. Несмотря на предварительную информацию о том, что разбившейся самолет был полностью исправен - никто в тот момент не мог даже предсказать будущего проекта Ан-140 и, вместе с ним, будущего нашего завода.
Сложное настроение было и у тех, кто раньше восхвалял проект, называл его «первым украинским серийным пассажирским самолетом», считал, что Ан-140 станет «массовым народным самолетом». Одним словом - была зона молчания вокруг ХГАПП. Ни наши, ни представители нашего тогдашнего «стратегического партнера» не спешили с прогнозами и оценками будущего программы. Кто-то осматривался, кто-то ждал…

Это были тяжелые дни для всех. Мы проводили на заводе по 12-14 часов без выходных с одной только целью - нам нужно было спасти проект, ради памяти тех, кто погиб - ради завтрашнего дня нашего предприятия.

На фото: Вручение символического ключа от самолета Ан-140 (регистрационный номер UR-14004) Одесским авиалиниям (21 января 2003 года, ХГАПП)

На фото: церемония передачи самолета Ан-140 Одесским авиалиниям (21 января 2003 года, ХГАПП)

21 января 2003 года мы передавали очередной новый самолет Ан-140 (регистрационный номер UR-14004) для авиакомпании «Одесские авиалинии». Одесситы прилетели в знак солидарности с ХГАПП на это мероприятие на первом Ан-140 (регистрационный номер UR-14001) - а улетали уже на 2-х таких машинах. В отличие от подобных мероприятий, которые раньше проходили шумно, празднично, с большой вереницей почетных гостей, оркестром и цветами - тогда на заводе была полная тишина. На очень короткий митинг пришли только те, кто отвечал за строительство самолета и представители авиакомпании. Ни одного гостя, ни прессы, ни интервью. Вручили символический ключ от нового самолета, пожелали безопасных комфортных полетов - и всё.

И вот в середине февраля - посольский визит. Никто особенно не готовился к нему - да и сам Посол оказался очень скромным и доброжелательным человеком. Роберт Бринкли подробно интересовался производством, планами на будущее, перспективами самолетов Ан-140 и Ан-74, которые производились Харьковским авиазаводом.

На фото: Роберт Бринкли в цехе окончательной сборки самолетов ХГАПП (14 февраля 2003 года, ХГАПП)

Помню, Посол сказал тогда: «Я хочу пожелать Вам выдержки и силы духа». Эти слова были очень важны и дали самое главное для тех дней - надежду.

Кстати, Роберт Бринкли очень интересовался развитием авионики самолета Ан-140 и планами завода на этот счёт. Ведь уже тогда наша концепция простого, надежного и доступного рынку народного самолета требовала модернизации.

Самолет Ан-140 взлетел впервые 17 сентября 1997 года с Киеве. Тогда бортовое оборудование самолета и, соответственно, приборы в кабине пилотов можно было назвать современными и приемлемыми. Там не было чего-то супер инновационного - но всё укладывалось в вышеназванную концепцию.
В год первого взлета Ан-140 я купил себе один из первых своих смартфонов (тогда называли такой гаджет иначе: коммуникатором).

Это была Nokia 9000 Communicator по сути с фантастическими характеристиками на тот час: 16-битный Интеловский процессор с рабочей частотой 24 MHz, Random Access Memory (RAM) целых 4 Mb, а ROM - 4 Mb (при этом, размер доступной пользователю памяти составлял всего 2 Mb). Вес этого чуда техники составлял 397 граммов. Устройство позволяло не только делать телефонные звонки, но и иметь записную книжку, простой файловый редактор и даже выход интернет.
С того времени прошло 19 лет. Если продолжить разговор о смартфонах - то сегодня Nokia 9000 Communicator будет просто бесполезным. При том, что на флагманских современных моделях смартфонов многие технические характеристики возросли за этот период в сотни и тысячи раз. Например, iPhone 6S / 6S Plus (дата выхода гаджета 9 сентября 2015 года) имеет 64-битный 2-х ядерный процессор Apple A8 с рабочей частотой 1,4 GHz, DRAM 2 Gb, а хранилище данных до 128 Gb.

Авионика не может развиваться медленнее, чем компьютерные технологии или потребительская электроника. Все новинки и инновационные решения в этой сфере, после необходимых исследований, находят место в кабинах пилотов современных самолетов. Тем более, что сегодня многие производители авиационной электроники: такие как Honeywell, Thales и другие стали предлагать готовые модульные решения, что позволяет провести модернизацию самолета относительно быстро и экономно.
При этом постоянная модернизация бортового оборудования самолета не только продлевает жизнь самолету, но открывает перед ним новые рыночные перспективы.

Так выглядела история модификации кабины летчиков самолета C-130 Hercules.

А своевременная модификация бортового оборудования франко-итальянского самолета ATR-42 - прямого конкурента Ан-140 - предопределила успех этого самолета на рынке.



…Посол Роберт Бринкли с супругой уехал. У меня осталось какое-то тёплое и приятное впечатление от его визита, а также уверенность в том, что мы сможем преодолеть трудности. Было еще одно: г-н Бринкли очень любил Украину и верил в её будущее.


Несмотря на широкий диапазон своей дипломатической карьеры - он выбрал нашу страну для своих будущих профессиональных интересов.

Сегодня Роберт Бринкли - Председатель комитета Украинского Форума (Chairman of Steering Committee, Ukraine Forum) в Chatham House - Королевского института международных отношений. Chatham House был создан Лондоне в 1920 году на Парижской мирной конференции для изучения международных вопросов и, как было определено в момент его образования: «с целью предотвращения будущих войн». Роберт еще с 2003 года изучает украинский язык и является лектором Українського католицького університету во Львове.

Да и еще об одном.

В июне 1999 года проходил визит на ХГАПП большой делегации британцев во главе с тогдашним Послом Великобритании Рой Стивен Ривом Roy Reeve.

Запомнились два аспекта. Во-первых - откровение секретаря Посольства Великобритании в Украине о том, что он искренне рад тому, что содействует процессу производства и ускорения продвижения самолетов "Антонов" на рынок.

На фото: с Послом Великобритании Рой Стивен Ривом - в центре фото (Июнь 1999, ХГАПП)

И второе. За обедом мы говорили о том, что Украина должна подняться, если хотите - взлететь - и в прямом, и в переносном смысле. О прорывных инновационных продуктах, которыми могут стать, например, экологические электросамолёты или сверхнадежные транспортные авиационные системы.
В завершение, по предложению англичан, был поднят тост «за одну женщину, к которой в мире все относятся с уважением и любовью, вне зависимости от своих убеждений и политических предпочтений» - за Её Величество Королеву Елизавету II.
Есть, всё таки, в этом что-то незыблемое и фундаментальное, то есть то, чего нам сегодня так не хватает. При том, что Британская монархия не тирания, а символ, который основывается на реальной демократии, интеллекте, взаимном уважении и морали.
Ну что ж, здесь можно только добавить: «God Save The Queen!»

© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: atr-42, c-130, robert brinkley, roy reeve, Ан-140, Ан-74, Антонов, Павел Науменко, Роберт Бринкли, ХГАПП
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments