pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

Как мы построили свой «Аэромост»

Если Вы захотите когда-нибудь создать свою авиакомпанию, Вам нужно с самого начала решить - для чего Вам это нужно. Здесь бывает разная мотивация: кто-то, и это самое распространенное, ставит исключительно коммерческие цели. В этом случае предшествует глубокий анализ рынка, скрупулезный и аргументированный выбор базового аэропорта, получение лицензии авиаперевозчика, создание расписания полётов и оформления соответствующих назначений на выбранные направления и, естественно, выбор самолетов, которые станут главным рабочим инструментом компании. Такие авиалинии сразу вступают в жёсткую конкуренцию на рынке и определяющей успеха станет выбранная стратегия и бизнес-модель.

Кто-то хочет иметь авиакомпанию в виде «придворной» или, точнее, корпоративной - для обслуживания своего профильного бизнеса, а может быть для собственного престижа или просто для удобства своих путешествий. В этом случае, это довольно дорого и всё зависит от того, сколько средств учредитель готов регулярно тратить на поддержание такого проекта.

Когда 6 июля 2002 года была создана авиакомпания «Аэромост Харьков» (IATA HT ICAO AHW Callsign AEROMIST), у нас была своя, я бы сказал, особенная мотивация. Главной нашей целью было дать путевку в жизнь пассажирскому региональному самолету Ан-140 - первому, созданному в годы независимости Украины. Для решения этой задачи было необходимо сделать так, чтобы Ан-140 летал на престижных маршрутах, обеспечилось обслуживание на борту самого высокого уровня, а стиль авиакомпании был креативным и привлекательным.
И, наверное, самое главное: авиакомпания сознательно должна была взять на себя все сложности начала эксплуатации нового самолета - по сути ещё без созданной системы технической поддержки, без лётного тренажера для подготовки экипажей, без опыта эксплуатации Ан-140 в других компаниях.


На фото: сводная команда Харьковского авиазавода и авиакомпании «Аэромост Харьков» возле самолета Ан-140 (регистрационный номер UR-14002) (Международный аэропорт «Харьков», октябрь 2002)

Когда мы искали каким должен быть стиль авиакомпании, то хотелось сделать так, чтобы нашу компанию сразу замечали. Яркая, привлекательная, молодёжная - эти критерии были главными.
Среди десятка вариантов, которые были предложены художниками и дизайнерами мы выбрали один: ярко-терракотовая богиня Ника, как символ победы, возвещающая в свою длинную трубу о нас и о нашем самолёте.

Прообразом нашей Ники стала знаменитая статуя Ники Самофракийской. Эта скульптура была установлена на острове Самофраке в память победы, одержанной в 306 г. до н.э. Деметрием Полиоркетом над флотом египетского правителя Птолемея.


На виде слева - так выглядела статуя Ники Самофракийской в момент своего создания (около 190 г. до н. э.). На фото справа: так она выглядит сейчас


Первый эскиз ливреи авиакомпании «Аэромост-Харьков» (2002)


На фото: самолет Ан-140 (регистрационный номер UR-14002) авиакомпании «Аэромост-Харьков» на взлёте


На фото: с Божьей помощью! Освящение самолета Ан-140 (регистрационный номер UR-14002) (Харьков, ХГАПП, аэродром «Сокольники», 3 августа 2002 года)


Авиакомпания «Аэромост-Харьков» предоставляла высший уровень услуг на борту самолетов Ан-140 для самых взыскательных пассажиров. В центре фотографии - Его Королевское Высочество Шейх Талиб бин Сакр Аль Касими (HRH Sheikh Taleb Bin Saqr Al Qassimi صاحب السمو الملكي الشيخ طالب بن صقر القاسمي ) на борту Ан-140 (UR-14003) авиакомпании «Аэромост-Харьков» (ОАЭ, Рас-эль-Хайма رأس الخيمة , ноябрь 2002)

По правде сказать, первым самолётом компании "Аэромост-Харьков" был Ан-24Б (регистрационный номер UR-CAO) 1969 года выпуска. Дело в том, что главными инициаторами создания авиакомпании стали корпорация ИнтерАМИ (Украина, Харьков) и фирма Air Bridge (Словения). Собственно, именно от названия словенской компании и произошёл харьковский Аэромост. Словенские партнеры внесли в уставный фонд авиакомпании свои имущественные права на Ан-24 и, тем самым, "Аэромост-Харьков", приобрел право называться авиакомпанией.

Этот самолёт не раз выручал нас в будущем, когда, из-за довольно частых поломок в начале своей эксплуатации, останавливался новый Ан-140. Тогда Ан-24 служил надёжным подменным самолетом, особенно во время долгого ожидания необходимых запасных частей, которые производились в то время для Ан-140 в единичных экземплярах и под заказ. Кроме этого, Ан-24 стал для нас "учебной партой" по организации качественного сервиса, за что мы ему до сих пор благодарны.


На фото: первое время, до получения необходимых лицензий авиакомпании «Аэромост-Харьков», Ан-24Б (регистрационный номер UR-CAO) летал в ливрее «Авиалиний Харькова» (2002)

С первых шагов, особое внимание уделялось кадрам авиакомпании. В Харькове всегда были высококвалифицированные летчики, авиационные техники, стюардессы, но «Первой столице», совершенно необъяснимо почему, не везло с базовыми авиакомпаниями, то есть компаниями, место базирования которых - Международный аэропорт «Харьков».
Спустя 7 лет после развала СССР, в 1998 году на основе Харьковского авиаотряда были созданы «Авиалинии Харькова», но просуществовала эта компания совсем недолго - до 2001 года. Её деятельность была заморожена на длительный период. Потом, в 2013 году была осуществлена попытка реинкарнации «Авиалиний Харькова» с самолетами Boeing и обновлённым брендом, но опять без успеха. По сообщениям СМИ, на этот раз компания прекратила свою деятельность 26 марта 2015 года.

Харьковские авиаторы искали себе применение в других городах и странах, поэтому известие о создании в 2002 году авиакомпании «Аэромост-Харьков» местного базирования, было воспринято ими с большим энтузиазмом.


В компанию «Аэромост-Харьков» по конкурсу отбирались лучшие специалисты. А на должности стюардесс был проведен настоящий кастинг.

Несмотря на то, что самолёты Ан-140 делали только первые свои шаги в небе, «Аэромост-Харьков» по полной использовал тот факт, что у него эксплуатировались совершенно новые самолеты. Ведь в большинстве авиакомпаний СНГ в то время были старые советские или очень старые западные самолеты.

Для Ан-140 применялась следующая бизнес-модель: лизинговая компания ОАО «Укртранслизинг», которая в то время финансировалась со стороны ПАО «Укрзализныця» (Украинские железные дороги), размещала заказы на ХГАПП на производство новых Ан-140. Затем, самолеты передавались в оперативный лизинг украинским авиакомпаниям. Первой такой компанией стали «Одесские авиалинии» (здесь Ан-140 (UR-14001 и UR-14004) дополнили в то время парк авиакомпании, состоящий из «советского наследия» в виде самолетов Ту-154, Як-40, Ан-24 и L-410). Самолеты Ан-140 (регистрационные номера UR-14002, UR-14003 и UR-14006) были переданы в лизинг авиакомпании «Аэромост-Харьков».
Сам процесс передачи самолетов всегда был не только прозрачным, но и торжественным мероприятием, которые проходило на Харьковском авиазаводе.


На фото: торжественная передача в эксплуатацию самолета Ан-140 (регистрационный номер UR-14002) авиакомпании «Аэромост-Харьков». На таких мероприятиях присутствовали не только заводчане и представители авиакомпании, но и, как правило, руководство области и города, известные политики и общественные деятели (Харьков, ХГАПП, аэродром «Сокольники», 3 августа 2002 года)


На фото: торжественная передача в эксплуатацию самолета Ан-140 (регистрационный номер UR-14003) авиакомпании «Аэромост-Харьков». Выступает Министр транспорта и связи Украины Георгий Кирпа (Харьков, ХГАПП, аэродром «Сокольники», 22 августа 2002 года)


На фото: передача в эксплуатацию Ан-140 (регистрационный номер UR-14006). С этого самолёта начал меняться стиль оформления воздушных судов авиакомпании «Аэромост-Харьков»: было принято решение для каждого последующего самолёта компании использовать свой, отличающийся от предыдущего, базовый цвет. Для UR-14006 был выбран вместо ярко-терракотового - небесный (Харьков, ХГАПП, аэродром «Сокольники», 15 сентября 2003 года)

С появлением «небесного» самолёта, поиск своего стиля для «яркой» авиакомпании «Аэромост-Харьков» не был завершен. Спустя время появилось изображение радуги на носовой части фюзеляжа, которая по замыслу должна была усилить впечатление о многогранности компании и быть намёком на то, что ещё планируется много самолетов Ан-140 разных цветов во флоте «Аэромоста». Тем более, что «радуга символизирует преображение, небесную славу, трон Бога Неба, встречу Неба с Землей, мост или границу между мирами».


На фото: во время демонстрации самолета Ан-140 авиакомпании «Аэромост-Харьков» Президенту Польши Александру Квасьневскому Aleksander Kwaśniewski и Президенту Украины Виктору Ющенко. Ливрея авиакомпании уже имеет радугу (Польша, Гдыня Gdynia, 30 июня 2005 года)


На фото: яркие цвета авиакомпании «Аэромост-Харьков» стали привлекательными для большого числа моделистов и 3D-аниматоров

Если классифицировать деятельность компании «Аэромост-Харьков», то можно выделить три основных направления: (1) регулярные и чартерные полеты на региональных маршрутах, (2) участие в международных авиационных выставках и демонстрационных полётах от Украины и ХГАПП, (3) отработка нового самолета в условиях практической эксплуатации, подготовка предложений разработчику и производителю по улучшению типовой конструкции самолета, а также проведение анализа отказов и аварийных ситуаций.

«Аэромост-Харьков» был специфической компанией, поэтому выбирая между коммерческим результатом того или иного рейса и возможностью предоставить дополнительную рекламу самолету Ан-140 - компания, чаще всего, выбирала второе. Мы были уверены в том, что чем больше люди узнают первый серийный самолет независимой Украины, тем больше будет общий экономический эффект в виде новых заказов для авиастроительных предприятий и, в частности, для ХГАПП. Поэтому «Аэромост» не вступал в жёсткую конкуренцию с авиакомпаниями, назначенными на «жирные» финансово - привлекательные направления, а открывал свои, новые маршруты.
Такими стали, например, Киев (Жуляны) - Братислава - Попрад Poprad или Харьков - Ереван и ряд других, в дополнение к "традиционным" для Харькова рейсам в Киев и Москву.


На фото: торжественное открытие рейса Киев-Братислава на самолете Ан-140 (UR-14002) авиакомпании «Аэромост-Харьков» и подписание соглашения о воздушном сообщении со Словакией (Братислава, Аэропорт имени М. Р. Штефаника Letisko M. R. Štefánika, 29 апреля 2003 года)


На фото: пресс-конференция по поводу открытия рейса на самолете Ан-140 авиакомпании «Аэромост-Харьков» по маршруту Харьков-Ереван. На фотографии (в центре справа) Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Армении Владимир Тягло принимает в качестве сувенира модель самолета Ан-140 (Ереван, Международный аэропорт Звартноц Զվարթնոց Միջազգային Օդանավակայան, 11 мая 2003 года)

Что касается участия в выставках или в специальных презентациях самолета в интересах разработчика и производителя - то с авиакомпанией «Аэромост-Харьков» ассоциировалась вся программа Ан-140 в мире. Этот тип самолета и бренд «Аэромоста» долгое время воспринимались как единое целое, как символ нашей страны и неразрывной связи между создателями и операторами новой авиационной техники.
Тогда мы с гордостью говорили: «Мы заставили иностранцев выучить и с уважением произносить сложновыговариваемое для них слово «Харьков»»


На фото: первая презентация самолета Ан-140 (регистрационный номер UR-14002) авиакомпании «Аэромост-Харьков» во время проведения международного авиакосмического салона Le Bourget 2003. Ан-140 был не только статическим экспонатом, но и выполнял демонстрационные полёты во все дни работы выставки (Франция, Париж, 13-16 июня 2003 года)


"Чужой против Хищника | AVP: Alien vs. Predator":-) На фото: на переднем плане Ан-140 авиакомпании «Аэромост-Харьков», на дальнем плане - самолет IrAN-140 (Ан-140 иранской сборки) производства завода HESA شرکت صنایع هواپیماسازی ایران - هسا (Iran Airshow-2002, остров Киш کیش, Иран, ноябрь 2002)


На фото: Ан-140 (регистрационный номер UR-14002) авиакомпании «Аэромост-Харьков» во время демонстрационного перелета по маршруту Харьков - Екатеринбург - Красноярск - Якутск - Красноярск - Ханты-Мансийск - Домодедово - Харьков (Международный аэропорт Ханты-Мансийск, 26 марта 2003 года)


Демонстрационный перелёт самолета Ан-140 (регистрационный номер UR-14003) авиакомпании «Аэромост-Харьков» по маршруту Харьков - о. Киш کیش (Иран) - Чжухай 珠海 (Китай) - Рас-эль-Хайма رأس الخيمة (ОАЭ) - Харьков протяженностью 20.635 км с участием  в выставках Iran Airshow-2002 и Airshow China-2002. На фото: украинская делегация возле самолета Ан-140 (регистрационный номер UR-14002) «Аэромост-Харьков» (Китай, Чжухай 珠海, ноябрь 2002)


Самолет Ан-140 в ливрее компании «Аэромост-Харьков» стал не только визитной карточкой Украины, но и объектом пристального внимания со стороны украинских и зарубежных журналистов. Маркетинговый расчёт оправдался - яркая окраска привлекала внимание к самолёту во всех странах, где бы он не побывал


На инфографике указаны маршруты авиакомпании «Аэромост-Харьков» на самолетах Ан-140 в период с 2002 по 2007 год. Для регионального самолета, который эксплуатируется в гражданской авиакомпании делается расчёт протяженности маршрутов, как правило, на расстояния от 400 до 1200 км (в России и Казахстане - до 2000 км). В нашем случае самолет показал свою живучесть и надежность при выполнении полетов на расстояния до 12.000 км от аэродрома базирования, что достигалось, благодаря слаженной работе завода-изготовителя и персонала компании «Аэромост-Харьков»

Но, наверное, главным предназначением авиакомпании «Аэромост-Харьков» стала совместная работа с производителем и разработчиком самолета по доводке Ан-140 до конкурентного уровня на мировом рынке.

25 апреля 2000 года был получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного Авиационного Комитета на новый самолёт - Ан-140. После этого события, а также получения Сертификата одобрения серийного производства (что произошло чуть позже) - самолёт уже не имеет никаких ограничений (кроме тех, который могут быть изложены в самом Сертификате) и может производиться, продаваться на рынке; на нём могут летать пассажиры, так как он обеспечивает достаточный уровень безопасности полетов и лётной годности в соответствии с международными требованиями.

Было ли так на практике? Да, но с рядом оговорок.
Самолет Ан-140 создавался в период после развала Советского Союза и, как следствие, в момент разрыва сложившихся связей некогда единого авиапромышленного комплекса.
Экономический кризис и потеря традиционных рынков привели к значительному уменьшению объемов производства, а в некоторых случаях - к фактическому сворачиванию части производств авиационных компонентов. Эта ситуация неизбежно вела к понижению надёжности комплектующих изделий, которые производились и производятся для Ан-140 на многих десятках предприятий, преимущественно в Украине и России.
Кроме этого, нужно было учитывать, что на крыле самолета Ан-140 появился новый двигатель производства АО «Мотор Сич». Это был ТВ3-117ВМА-СБМ1, который создан на основе вертолетного двигателя ТВ3-117, успешно налетавшего миллионы лётных часов на вертолетах Ми-8, Ми-17, Ми-171, Ми-28, Ка-28, Ка-50, Ка-52 и многих других.


На фотографиях и схемах: слева - вертолетный двигатель ТВ3-117, справа - двигатель самолета Ан-140 / Ан-140-100 ТВ3-117ВМА-СБМ1

Для создания ТВ3-117ВМА-СБМ1 сконструировали ряд новых агрегатов и узлов, в частности: передний редуктор, валопровод, задний редуктор и ряд других. Двигатель выполнен по двухвальной схеме с вынесенной трансмиссией привода воздушного винта. Для обеспечения технического обслуживания, в соответствии с современными международными требованиями, конструкция мотора создана по принципу модульной сборки (для простой замены модулей в эксплуатации).
До сих пор ведется спор среди авиационных специалистов о перспективности такой модификации вертолетного двигателя для применения на крыле самолета. Невысокая надежность новых агрегатов мотора Ан-140 в первые месяцы эксплуатации основательно подпортила репутацию двигателю и самолету, а самой авиакомпании доставляла много дополнительных хлопот.

Двигатель - сердце самолета. Это известно всем и, поэтому, любой сбой в работе мотора привлекает к себе серьёзное внимание и вызывает большую тревогу.
Для того, чтобы исключить серьёзные последствия во время эксплуатации, компания «Аэромост-Харьков» с каждым рейсом командировала высококвалифицированного инженера вместе с необходимой технической аптечкой, в которой были запчасти и аппаратура для диагностики.
Это было дорого, страдала экономика авиакомпании - но у нас была главная цель: преодолеть «детские болезни» самолета и не допустить серьезных последствий, одним словом - научить самолет летать без отказов техники.

Спустя время, можно сказать, что в основном, с проблемами двигателя его производители справились. К большому сожалению, 10 августа 2014 года под Тегераном произошла катастрофа самолета IrAN-140 (Ан-140 иранской сборки) из-за отказа одного из двигателей на взлёте. 14 марта 2016 года в СМИ была обнародована официальная причина катастрофы, которой стала техническая неисправность (отказ электронного управления двигателем).

К сожалению, катастрофа не минула и компанию «Аэромост-Харьков». 23 декабря 2002 года самолет Ан-140 (UR-14003) врезался в гору при заходе на посадку в Международном аэропорту Исфахана بهشتی اصفهان بینالمللی شهید فرودگاه.
Это был чартерный рейс, на борту 44 человека, причина катастрофы - «человеческий фактор», который стал следствием ряда событий из-за «недостаточной координации диспетчерских служб аэропорта и летчиков».

Спустя годы скрупулезных исследований, специалисты и эксперты пришли в выводу: авиакомпания «Аэромост-Харьков» подготовила полёт в соответствии с действующими правилами и инструкциями, самолет был технически исправен - но трагедия произошла и людей уже не вернёшь…

Это были очень трудные дни и месяцы в жизни компании, но был найден единственно возможный тогда рецепт - работать с удвоенной, с утроенной энергией.
Именно тогда компания «Аэромост-Харьков» стала настоящим, одним из немногих в то время, другом Харьковского авиазавода, который спас программу производства самолетов Ан-140.

Благодаря дальним и ближним перелётам, участию Ан-140 «Аэромоста» в большинстве международных выставках и демонстрационных полетах - самолет стал постепенно (после трагедии) возвращаться на рынок: возобновилось сотрудничество с Ираном, были поставлены самолеты для ряда украинских компаний, в ноябре 2004 года партия Ан-140-100 впервые была продана на экспорт.
«Аэромост-Харьков» смог дать нам тогда уверенность в будущем самолета, что и стало, впоследствии, фундаментальной заслугой авиакомпании.


На фото: самолёт Ан-140 (регистрационный номер UR-14006) в новой ливрее (с 2004 года) авиакомпании «Аэромост-Харьков». Самолёт был оборудован салоном Первого класса для 6-ти пассажиров + салон экономического класса на 32 пассажира


На фото: салон Первого класса самолета Ан-140 (регистрационный номер UR-14006) авиакомпании «Аэромост-Харьков». В интерьере самолета были использованы VIP-кресла американской компании AMP - ведущего производителя оборудования для эксклюзивных авиационных интерьеров


На фото: самолет Ан-24Б (регистрационный номер UR-CAO) авиакомпании «Аэромост-Харьков» с 2004 года в новой ливрее

Во второй половине 2004 года руководством авиакомпании «Аэромост-Харьков», с учётом мнения ХГАПП, было принято решение о ребрендинге авиакомпании. Мы пошли на такой серьезный шаг совершенно осознанно: компания постепенно развивалась, она заявила о себе и самолете Ан-140 своей «яркой рекламой» далеко за пределами Украины. Теперь нужно было показать другое: стабильность, надёжность, серьёзность…
Для этого, мы разработали новый стиль, подчеркивающий высокий вкус и элитарность. По мнению многих экспертов, да и просто пассажиров - мы достигли реализации своего замысла.

Ан-140 для своих полетов стали заказывать артисты, спортсмены и деловые люди. Этот самолет, пройдя этап своих начальных технических проблем, стал постепенно выкарабкиваться в мировую лигу настоящих серийных региональных самолетов - на которых летают…

Многого ещё не было, но авиакомпания и здесь проявляла инициативу и выдумку.
Не было достаточного пула запасных частей и действующего лётного тренажера. При всей ущербности этой ситуации - мы были уверены, что с развитием серийного выпуска Ан-140 эти проблемы будут решены. Но, как Вы понимаете, только при реальном производстве самолёта.


На фото: чествование 100-тысячного пассажира на самолетах Ан-140. Рейс Харьков-Киев авиакомпании «Аэромост-Харьков». Юбилейным пассажиром стала Оксана Сороколита - на фотографии в центре (Аэропорт «Киев» (Жуляны), 12 июля 2004 года)

В 2007 году «Аэромост-Харьков» прекратил выполнение рейсов и более не получал заказов на демонстрационные полёты на авиационных выставках.
С того же момента в Украине не было выпущено ни одного самолета Ан-140, а их производство, по сути, заморозили. Десятки фюзеляжей, крыльев, агрегатов самолетов Ан-140 словно замерли в цехах завода-изготовителя и до сегодняшнего часа ожидают своего будущего…

Уверен, что оно - будущее - обязательно будет. Ведь даже Алиса из прекрасного произведения Льюиса Кэрролла Lewis Carroll «Алиса в Стране чудес» Alice’s Adventures in Wonderland (издано 150 лет назад в 1865 году) как-то сказала: «Рано или поздно всё станет понятно, всё станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем всё было нужно, потому что всё будет правильно».


© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: Ан-140, Антонов, Аэромост-Харьков, Павел Науменко, Украина, ХГАПП, Харьков, авиакомпания, авиация, самолет
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments