pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

Летающий штаб МВД

В популярном американском интеллектуальном сериале «Мыслить как преступник» (Criminal minds, 11 сезонов, 254 серии, период выхода 2005-2016, CBS Broadcasting inc.) следователи ФБР подвергают анализу ход мыслей самых изощрённых преступников, предугадывают их дальнейшие поступки и тем самым предотвращают ужасные преступления.
По сюжету сериала, оперативники отдела поведенческого анализа, с различными характерами и специальностями, объединяются в одну мобильную команду, готовую оказаться в любом месте страны для оказания помощи местной полиции в поимке преступников. Но не только неотвратимость наказания проходит главной темой всего сериала. Высококвалифицированные агенты ФБР обеспечены всем необходимым для достижения этой благородной цели: современная компьютерная техника, продвинутые криминалистические технологии, объемные электронные базы данных и…служебный самолёт, в котором проводит свои совещания во время полёта в «горячую точку» или просто отдыхает после расследований элита американских «копов».

В реальной жизни, американская правоохранительная система задействует сотни самолётов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, с помощью которых обеспечивается верховенство закона как внутри страны, так и за её пределами.
Кстати, правительственные организации США являются самыми желанными заказчиками самолетостроительных компаний, обеспечивая им стабильный контрактный портфель и высокий уровень прибыли.

Я не буду анализировать истоки преступности (этим занимаются другие), но когда что-то происходит с каждым из нас, где требуется вмешательство полиции - мы, почему-то уверены, что служитель закона, словно Бэтмен или Супермен, должен сразу же материализоваться рядом с нами и прийти нам на помощь. Но как?
Чудес не бывает и всё будет зависеть исключительно от технического и транспортного оснащения правоохранителей.

Сегодня в распоряжении МВД Украины находится всего 3 самолета Ан-74 различных модификаций (регистрационные номера 01, 02, 03), два Ан-26 (регистрационные номера 07 и 39) и один вертолет Ми-8. При этом, Ан-26 (номер 39) и вертолет уже длительный период находятся в нелётном состоянии «на хранении».

Как Вы понимаете, по сравнению с американскими коллегами - это просто «капля в море». При этом, ядро украинской полицейской авиации - самолеты Ан-74 - произведены на ХГАПП в 1992 - 1994 годах. За время своей службы эти самолеты ремонтировались, модифицировались, но более чем скромный бюджет МВД на эти цели долгие годы не позволял приобретать новую авиационную технику.
Среди упомянутых самолетов, есть один, который получил статус Первого борта Министерства внутренних дел Украины - Ан-74 (регистрационный номер 01), то есть сразу после переоборудования на Харьковском авиазаводе в 2004 году.


На фото: с группой технических специалистов МВД Украины возле самолета Ан-74 (регистрационный / бортовой номер 01) во время завершения работ по переоборудованию самолета в цехе окончательной сборки Харьковского авиазавода (Харьков, ХГАПП, апрель 2004 года)


История этого самолета была интересной и, можно сказать, нестандартной. В ней отразилась эпоха нашей новейшей истории: развал Советского Союза, становление нового Украинского государства, преодоление всех испытаний, кризисов и невзгод…

Когда завод производит самолеты и они обретают своих владельцев, мы стараемся не только предоставить качественное техническое обслуживание нашему детищу, но и в целом следить за судьбой самолета.

Самолет, кроме десятков километров проводов, несколько тонн цветного металла, умнейшей электроники и мощных двигателей - имеет свою «душу». Для авиаторов лайнер - «живое существо», с ним мы разговариваем, просим помочь найти неисправность, благодарим за хороший полёт. Ведь там, на высоте 10.000 метров над землей, есть только самолет, Вы и Всевышний.
Человеку от природы не было дано летать, но полетел человек опираясь «не на силу своих мускул, а на силу своего разума» (по словам создателя аэродинамики, профессора Николая Жуковского).
Поэтому Вы не найдете среди авиаторов хотя бы одного, который смотрел бы на самолет, как «извозчик» на своё «транспортное средство». Самолёт - это друг, партнёр, соратник.

Будущий первый борт МВД Украины был построен на ХГАПП в 1994 году по заказу ВВС Украины. Тогда самолету был присвоен бортовой номер UR-74053. Спустя 4 года, самолет уже был передан в лизинг болгарской авиакомпании Scorpion Air, где получил регистрационный номер LZ-MNM. В 2000 году самолет перешёл в лизинг государственной авиакомпании «Хорив-Авиа» (Украина), в которой Ан-74 эксплуатировался до 2004 года, после чего был отдан непосредственно МВД Украины.


На фото: Ан-74 (регистрационный номер UR-BYH) в ливрее авиакомпании «Хорив-Авиа» (Украина) (2000-2004 годы)


На фото: так выглядел самолет Ан-74 во время начала работ в цехе окончательной сборки ХГАПП (Харьков, 2004 год)

Перед нами со стороны МВД Украины была поставлена задача создать "летающий полицейский штаб" из обычного транспортного варианта самолета-труженика (как здесь не вспомнить "прозвище" Ан-74, применяемое в отчётах НАТО: Coaler "Угольщик" - действительно похоже :-) )
Так вот: необходимо сделать такой самолёт, где можно было перевозить высшее руководство МВД, при этом вместе (при необходимости) с руководителями среднего звена; обеспечивать переброску полицейских подразделений на проведение специальных операций, а также доставлять габаритные грузы.

Задача была очень сложная, но невероятно интересная. Мы с энтузиазмом взялись за дело. В начале нужно было подготовить и представить заказчику новое "лицо самолёта".

К тому времени у ХГАПП и компании ИнтерАМИ уже был опыт создания эксклюзивного VIP самолета версии Ан-74ТК-300Д в 2003 году. Получился один из наиболее элегантных и удобных президентских самолетов, тем более - отечественного производства. Но сейчас речь шла о самолёте и для генералов, и для сержантов. При этом, все должно быть стильным, скромным, современным и функциональным.

Мы решили начать с того, чтобы максимально использовать модульные решения, которые были заложены в президентском самолете и в пассажирской версии Ан-74ТК-300 (2001 год разработки). При этом нужно было сохранить все преимущества, которые щедро предоставлял сам самолёт Ан-74: грузовая рампа для загрузки габаритных грузов и при необходимости автомобиля или для быстрого покидания воздушного судна оперативной группой, например.


На фото: интерьер президентского самолета Ан-74ТК-300Д (регистрационный номер UR-AWB) государственного авиапредприятия «Украина», который был разработан компанией «ИнтерАМИ» в 2003 году (вид по полёту (слева) и против полёта (справа))


На фото: интерьер самолета Ан-74ТК-300 (регистрационный номер UR-74300), разработанный компанией «ИнтерАМИ» в 2001 году (вид по полёту (слева) и против полёта (справа)). После своего первого полета 20 апреля 2001 года «первый украинский самолёт XXI столетия» был назван Президентом Украины «гордостью отечественной авиации»

Кроме того, на самолёте МВД по левому борту был установлен блистер - это такой прозрачный купол для наблюдения или для установки специальной фото/видео камеры. Для пассажиров салона с блистером создавался эффект объёмного неба и неподражаемого «планетарного пространства». Вид, который открывался, может быть доступен на вершине высокой горы, вроде Эвереста, или на нашем Ан-74. Блистеры впервые появились на арктических версиях самолета, также применялись и на патрульных машинах Ан-72П (с 1984 года) для мониторинга местности.


На фото: блистер по левому борту на самолете Ан-74 арктической версии (вид из салона и снаружи)

Было решено: сохранить блистер в штабной версии полицейского самолёта. Интерьерный модуль в этом месте проектировался инженерами ИнтерАМИ и ХГАПП с "нуля".

Итак, спустя время, был представлен проект компоновки обновлённого самолета.


На рисунке: компоновка пассажирской кабины Ан-74 (регистрационный номер 01) МВД Украины. Мы предложили создать на борту самолёта два салона: 1-й салон делового класса, 2-й - экономического класса повышенной комфортности. При этом, 1-й салон не подвергается трансформациям, в нём можно провести совещание в полёте, полноценно отдохнуть, а также, при необходимости, оказать первую медицинскую помощь. 2-й салон может трансформироваться в грузовой, грузо-пассажирский, а в случае демонтажа хвостовой перегородки - через грузовую рампу может заехать автомобиль (сечение самолета в грузовом отсеке указано вверху справа). В самолете предусмотрены просторные багажные полки (во 2-м салоне) с возможностью перевозки в них габаритного багажа, включая: стрелковое оружие, лыжи, специальную амуницию. В 1-м салоне установлены шкафы и ящики различных размеров, позволяющие оптимально разместить перевозимый багаж. В обоих салонах устанавливалась информационно-развлекательная медиа система с возможностью демонстрации фильмов, рабочих видео материалов и презентаций. В 1-м салоне предусматривалась телефонная связь с командиром экипажа

Предложенная компоновка самолета была одобрена представителями нашего заказчика и мы начали воплощать наш замысел в жизнь.


На фото: во время обсуждения с заказчиками компоновки и других деталей модернизации самолета Ан-74 (регистрационный номер 01) МВД Украины (Харьков, ХГАПП, 2004 год)


На фото: вот так выглядел самолет Ан-74 (регистрационный номер 01) МВД Украины в цехе окончательной сборки ХГАПП в разгар работ. Десятки километров проводов, демонтированные основные системы самолета для ревизии и восстановительных процедур, открытая тепло-шумо-изоляция… На лицах наших уважаемых заказчиков можно прочитать немой вопрос: «Что вы сделали с нашим самолетом и вообще его можно будет когда-нибудь обратно собрать?» :-)

Работая над ответственным заказом, мы понимали, что после успеха президентского самолёта сформировался высокий интерес к этой модификации Ан-74. В связи с этим, мы не могли сделать новый проект «серым» и неинтересным.
В тоже время, ограниченный бюджет МВД и требования «стильной скромности» со стороны нашего заказчика, вынуждало нас искать простые и логичные решения.
Для оформления 1-го салона мы использовали высококачественные облицовочные материалы (прежде всего декоративные пленки, авиационный замш с кожей приятного серого цвета для покрытия потолочных и боковых панелей). При этом мы отказались от сложной конструкции многоярусного потолочного свода президентской машины с интегрированными сервис-панелями и эффектным светильником «звёздное небо». Вместо этого, мы выбрали простую форму панелей свода «одной кривизны», которые как нельзя лучше подчеркнули деловой стиль салона, где, как говорят, «не будет ничего лишнего».
На самом деле, простота формы не определяла простоту проектирования и изготовления. Наши инженеры долго искали нужную кривизну и размер, создавали 3D модели, затем «пристреливали» макеты панелей на реальном самолете до тех пор, пока не нашли наиболее оптимальный вариант. При разработке и производстве перегородок между салонами, мебели, мультимедийной системы были использованы решения, которые ранее применялись на президентском Ан-74ТК-300Д.

Что касается 2-го салона, то там мы использовали готовые решения пассажирского Ан-74ТК-300. Самолет был создан нами в 2001 году, но, к сожалению, так и не увидел «большого неба». После многочисленных показов на международных авиационных выставках в 2001 - 2003 годах, самолёт был переоборудован, а заказов на эту версию Ан-74 мы пока не получали.


На рисунке: слева показан фрагмент 3D модели интерьера «президентского» самолёта Ан-74ТК-300Д - (1) светильник «звёздное небо», (2) потолочная панель свода с блоками индивидуальных кислородных масок, (3) интегрированная сервисная панель с динамиками оповещения, а также системой индивидуального обдува и освещения, (4) пояс оконных панелей с подштамповкой под иллюминаторы сложной формы (образ «глаз человека»), (5) пояс боковых панелей.
В 1-м салоне самолета Ан-74 МВД Украины за основу были использованы стандартные боковые панели, которые были облицованы новыми высококачественными материалами. Потолочные панели свода и система освещения разработаны заново - (7) верхняя потолочная панель, (8) щелевые светильники, (9) боковые потолочные панели свода с динамиками оповещения, системой индивидуального освещения и блоками индивидуальных кислородных масок. В 1-м салоне устанавливаются кресла 1-го класса (6) по левому и 4-х местный диван (12) по правому борту самолета. Салон отделяется перегородками (11) от сервисного блока, где расположен вход в самолет, кабину пилотов и туалет, а также аналогичной перегородкой со 2-м салоном.
Во 2-м салоне были использованы инновационные кресла (15) экономического класса производства фирмы FAST - Farner Aircraft Seat Technologies AG (Grenchen, Switzerland). Просторные багажные полки интерьера (13) позволяют перевозить габаритный багаж, а перегородка (14) отделяет салон от грузового отсека и задней рампы самолета


Был еще один очень важный момент. При соблюдении общих правил дизайна для делового самолета, мы всегда ищем что-то индивидуальное, что характеризовало нашего заказчика и было бы ему очень близким.
Стандартный подход - использование в дизайне корпоративных логотипов, государственных гербов и прочих, такого рода, символов.

Вспоминается случай, когда Президент Беларуси Александр Лукашенко, заказывая себе новый интерьер на самолет Ту-154М (регистрационный номер EW-85815), потребовал, чтобы все декоративные материалы: текстиль, кожа, ковры были исключительно производства Беларуси. Заказ на переоборудование самолёта был размещен у изготовителя Ту-154 - самарском авиационном заводе «Авиакор». Теоретическая «экономия» бюджетных средств могла бы привести к значительному увеличению стоимости проекта. Ведь на самолете используются только сертифицированные авиационные материалы, полный спектр которых не то что в Беларуси - в США не производят. Например, мы приобретали авиационные ковры в Великобритании, специальный текстиль во Франции и Швейцарии, сертифицированную кожу и замшу в Соединенных Штатах. Идея производить «всё у себя» могла обернуться дорогостоящей авантюрой, потому что кроме затрат на само производство, необходимо было бы потратить сотни тысяч, а подчас и миллионы долларов на его международную сертификацию.
Говорят, после того, как Лукашенко услышал о таких перспективах, «белорусский бацька» отступил от своих требований.

В случае с самолётом МВД, мы хотели задачу по «индивидуализации» нашего проекта решить по-другому.


На фото: что Вам бросается в глаза на этих фотографиях? Наверняка, цвет формы милиционеров - запоминающийся с детства, безошибочно идентифицирующий сотрудников правоохранительной системы многими поколениями наших граждан. Именно этот цвет и стал «изюминкой» интерьера самолета Ан-74 (регистрационный номер 01) МВД Украины

Наконец, наступил день приёмки модернизированного самолета. Напряженная работа специалистов, творчество инженеров-конструкторов материализовались в готовом продукте.


На фото: 1-й салон получился стильным и функциональным. А форменный цвет милицейской рубашки, стал цветом кожи кресел и дивана в этом салоне. Блистер по левому борту выглядит украшением салона, настоящим большим «окном в небо» (Харьков, ХГАПП, апрель 2004 года)


На фото: слева - 4-х местный диван 1-го салона и поворотное кресло возле столика (справа). Стол покрыт шпоном трёх элитных сортов дерева, в столешницу вмонтированы пульты управления медиа системы самолёта, настольный светильник и телефонный аппарат связи с командиром воздушного судна (Харьков, ХГАПП, апрель 2004 года)


На фото: Во 2-м салоне установлены 16 кресел фирмы FAST - Farner Aircraft Seat Technologies AG (Grenchen, Switzerland) и 2 больших рабочих стола. Также имеется медиа система и вместительные багажные полки с кислородными масками на сервисном поясе (Харьков, ХГАПП, апрель 2004 года)


На фото: самолет Ан-74 (регистрационный номер 01) МВД Украины после модернизации на ХГАПП. Кстати, дизайн броской окраски самолета в национальных цветах предложили специалисты МВД, что было воплощено в жизнь на Харьковском авиазаводе. Конечно, можно спорить о выбранной стилистике, но, согласитесь, такой самолет вызывает позитивные эмоции и запомнится надолго

Спустя несколько недель после передачи самолета заказчику и начала эксплуатации Ан-74 МВД Украины, нас ожидал приятный сюрприз. Приказом министра большая группа работников ХГАПП была награждена орденами и медалями Министерства внутренних дел Украины «за своевременное и качественное выполнение производственного задания МВД по модернизации самолета Ан-74».


На фото: подведение итогов выполнения заказа МВД Украины и награждение группы сотрудников ХГАПП наградами Министерства внутренних дел. Как генеральному директору, мне был вручён Почётный знак МВД Украины (на снимке вверху) (Харьков, ХГАПП, 2004 год)

Шло время… Менялись лидеры, произошло две революции (2004 и 2014 годов). Страна вступила в один из самых драматических периодов своей истории - войну на Востоке Украины.
Объем задач перед нашими правоохранителями значительно вырос. В повседневный обиход вошли такие понятия, как «добровольческие батальоны», Национальная гвардия, волонтёры…
Создание новой полиции вместо отжившей своё милиции, стало одной из знаковых реальных реформ сегодняшнего дня.

Вместе с этим, самолёт Ан-74 (регистрационный номер 01), как и раньше, надёжно и регулярно выполняет возложенные на него задачи.


На фото из украинских СМИ: Министр внутренних дел Украины во время одной из своих поездок на самолете Ан-74 (регистрационный номер 01) (Фото с сайта www.npu.gov.ua Ужгород, 18 июля 2015 года)


На фото из украинских СМИ: самолёт Ан-74 (регистрационный номер 01) МВД Украины во время подготовки к выполнению боевой задачи специальной группой Национальной гвардии Украины (Киев, 11 июля 2015 года)

Расхожее выражение, приписываемое императору Наполеону I Бонапарту (1769—1821): «Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую» - для всех украинцев обрело реальный и даже практический смысл.

Ведь раньше - самолёт, автомобиль, корабль, находящийся в распоряжении Вооруженных сил или полиции многими воспринимались как не всегда оправданные траты, а подчас просто излишества. Сейчас - это чья-то спасённая жизнь или выигранная боевая операция за счёт быстроты реакции, скорости доставки личного состава, действий на опережение.

Ситуация и интеллект подарили нам уникальный самолет Ан-74. Мало того - это воздушное судно отечественной разработки и признанный во всем мире универсальный «воздушный джип». И, что более важно, сегодня машина серийно выпускается на ХГАПП. Уже изготовлено 195 самолетов Ан-72 и Ан-74 различных модификаций, а такое количество лайнеров может говорить о реальном успехе на рынке этой модели. Рано заявлять о том, что уже раскрыты все преимущества самолёта, но не использовать их в интересах Украины - просто иррационально.


На инфографике: современные автомобили специального назначения, которые могут перевозиться на борту самолета Ан-74


На рисунке: концепция десантно-штурмовой версии самолета Ан-74. Массовое производство таких самолётов не требует длительной подготовки и может быть организовано в короткий срок на имеющихся мощностях ХГАПП. Эта модификация значительно улучшит техническое оснащение силовых структур Украины

В одном из самых любимых милиционерами, полицейскими и просто обычными людьми фильме - «Место встречи изменить нельзя» (Одесская киностудия, 1979 год) - Глеб Жеглов, в блестящем исполнении Владимира Высоцкого, говорит: «Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!».

Это умение основывается, прежде всего, на глубоких знаниях, высокой морали и технических возможностях.

Не будем забывать об этом…



© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: Ан-72, Ан-74, Антонов, ИнтерАМИ, ИнтерАМИ-Интерьер, МВД Украины, Павел Науменко, ХГАПП, Харьков
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments