pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

Бакинский путь Bakı marşrutu

6 июня 2016 года произошло одно важное и перспективное событие: в Киеве президентом ГП «Антонов» Михаилом Гвоздёвым вместе с президентом Azərbaycan Hava Yolları (AZAL) Джахангиром Аскеровым было объявлено о подписании «твёрдого» контракта на поставку 10-ти новейших самолетов Ан-178 в Азербайджан, при этом поставки должны начаться в 2018 году.

Дело в том, что 7 мая 2015 года ГП «Антонов» подписал предварительное соглашение с азербайджанской авиакомпанией «Silk Way Airlines» о поставках Ан-178 сразу после первого экспериментального полета этого лайнера. Со стороны Азербайджана тогда подписывал договор президент «Silk Way Airlines» Заур Ахундов, он же присутствовал на импровизированной пресс-конференции в Киеве в июне этого года, уже вместе с высшим руководством концерна AZAL.
На встрече с журналистами - главный авиатор Азербайджана - президент AZAL Джахангир Джалалович Аскеров сказал так: «Аэропорт Гейдара Алиева является хабом в Закавказье. Мы перевозим грузы из Европы в Баку, затем в Юго-Восточную и Среднюю Азию. Конкретно этот самолет (Ан-178) рассчитан на регион Закавказья и Средней Азии. На нем мы будем перевозить коммерческие грузы. Есть контейнеры (типа 1С), которые помещаются в Ан-178. Мы их тоже будем возить, если понадобится» (Киев, ГП «Антонов», 6 июня 2016 года).

Кроме приобретения готовых Ан-178, заказчик высказал намерения об организации до 2018 года сборочной линии этих самолётов в Азербайджане, что переводит взаимодействие между сторонами из сугубо торговой плоскости в область технологического партнерства.

Прошло около 10 лет после того, как активное сотрудничество между концерном AZAL и украинской авиационной промышленностью по новым самолетам было остановлено. Поэтому восстановление таких контактов в 2016 году, без преувеличения, можно назвать «прорывом» и результатом большой проведенной работы…

3-4 июня 2004 года состоялся государственный визит в Украину Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева. Кроме запланированных встреч с высшим руководством Украины и подписания ряда межправительственных документов, было еще одно, неординарное мероприятие.

4 июня 2004 года, перед вылетом азербайджанского президента из Киева в Баку, прошла презентация новейших украинских самолетов производства Харьковского авиазавода Ан-140 и Ан-74ТК-300Д на стоянке «Зала официальных делегаций» в Международном аэропорту «Борисполь».


На фото: в президентском самолете Ан-74ТК-300Д (регистрационный номер UR-LDK, сейчас UR-AWB) во время презентации. Президент Azərbaycan Hava Yolları (AZAL) Джахангир Аскеров (слева) принимает в качестве сувенира модель самолета Ан-74ТК-300 в ливрее «Азербайджанских авиалиний» (Киев, Международный аэропорт «Борисполь», 4 июня 2004 года)

Заблаговременно мы выстроили наши самолёты на самом почётном месте аэропорта. Для этого Ан-140 (регистрационный номер UR-14006) авиакомпании «Аэромост-Харьков» специально перелетел из Харькова в Киев, а президентский Ан-74ТК-300Д (в то время регистрационный номер UR-LDK) — зарулил со стоянки Государственного авиационного предприятия (ГАП) «Украина», расположенной в аэропорту «Борисполь», на стоянку «Зала официальных делегаций» (ЗОД).


На фото: самолеты Ан-74ТК-300Д (регистрационный номер UR-LDK) - на ближнем плане и Ан-140 (регистрационный номер UR-14006) авиакомпании «Аэромост-Харьков» (на дальнем плане) на стоянке Зала официальных делегаций Международного аэропорта «Борисполь» перед презентацией (Киев, 4 июня 2004 года)

Надо сказать, что имеющийся опыт презентации наших крылатых машин для королей, шейхов и президентов в различных странах мира придавал нам уверенности в том, что эту задачу мы сможем выполнить на достойном уровне. Чего не скажешь о высокопоставленных чиновниках, которым подчас, было очень трудно скрыть своё волнение.

В начале прибыл наш непосредственный руководитель - министр промышленной политики Украины Александр Неустроев. В хорошем смысле этого слова, Александр Леонидович выделялся среди своих коллег и предшественников. Свою трудовую деятельность он начал на Донецком металлургическом заводе, где прошел путь от конструктора проектного отдела до начальника управления внешнеэкономической деятельности предприятия. В различное время Неустроев занимал руководящие посты на ОАО «Константиновском металлургическом заводе» (заместитель главы правления), ОАО «Никопольском южнотрубном заводе» (генеральный директор), а в 2003 году стал директором департамента организации производства и хозяйственной деятельности Национального банка Украины. Интеллигентный, профессиональный, скорее - больше «слушающий», чем «говорящий» - министр сразу обошёл самолеты, посмотрел рекламные материалы, которые были заранее подготовлены для этого события и, по всей видимости, остался доволен.
Александр Леонидович по-настоящему любил Харьковский авиазавод, оказывал предприятию поддержку и содействие. Кстати, тогда именно у Неустроева сложились наиболее дружеские отношения с Джахангиром Аскеровым.


На фото: «маршем по взлётке» - непосредственно перед приездом азербайджанской делегации, с инспекцией готовности прибыл министр иностранных дел Украины Константин Грищенко (на фотографии слева; в должности в 2003-2005 и 2010-2012 годах). Мы вместе с Александром Нестроевым (справа) - министром промполитики Украины (в должности в 2004-2005 годах)— встретили главу украинского МИДа и снова обошли Ан-74ТК-300Д и Ан-140 (Киев, Международный аэропорт «Борисполь», 4 июня 2004 года)

Все ждали Президента Азербайджана. Но, как говорят в таких случаях, было ещё «не время».
Возле наших самолетов появились высокопоставленные азербайджанские авиаторы во главе с Джахангиром Аскеровым. Наверное, это был самый главный экзамен.

Что интересно, Джахангир Джалалович Аскеров Cahangir Əsgərov (родился 11 июля 1950 года) начал свою трудовую деятельность в Украине в 1972 году. Тогда он был вторым пилотом самолета Ан-2 Черкасского объединенного авиаотряда (Украинского Управления гражданской авиации (УУГА)).

На то время в Черкассах уже был оборудован первый аэродром, который находился чуть ли не посреди города - в районе улиц Зеленой (сейчас улица Быдгощская) и Розы Люксембург. Какие только функции не выполняли тогда экипажи самолетов: осуществляли химические работы на полях, перевозили почтовые грузы, работали как скорая помощь, а случалось - были и спасателями. Флот Черкасского объединенного авиаотряда в тот период преимущественно состоял из Ан-2 - их с любовью прозвали «кукурузниками».
Более того, сегодня это даже трудно представить, но в те времена только по Черкасской области ежедневно выполнялось несколько авиарейсов в Монастырище, Маньковку, Христиновку, Тальное - сегодня туда непросто доехать даже на автобусе…

Настоящий профессионал, по-восточному тонко чувствующий своего собеседника, с высоким чувством собственного достоинства Джахангир Аскеров, возглавив AZAL в мае 1996 года, является лидером и непререкаемым авторитетом среди азербайджанских авиаторов. Было тогда в Аскерове что-то «княжеское» в жестах и фразах, но, при этом, доброжелательность, которая исходила от него, служила своего рода «магнитом», притягивающим других людей.


На фото: по-моему, комментарии излишни к этим фотографиям. Встреча с Джахангиром Аскеровым прошла не только «на позитиве», но, как говорят, при полном взаимном понимании и профессиональном одобрении наших предложений. Уже во время презентации для Президента Азербайджана мы единой командой говорили о наших самолетах и о их возможностях (Киев, Международный аэропорт «Борисполь», 4 июня 2004 года)


На фото: во время презентации самолета Ан-140 для Джахангира Аскерова. У меня было такое впечатление, что Джанхангир Джалалович в подробностях был ознакомлен с лётно-техническими характеристиками самолета, вплоть до нюансов и мельчайших деталей. Тем не менее, он очень внимательно выслушал всю информацию и задавал те вопросы, которые его волновали. Уже после окончания подробного профессионального разговора, присев на место второго пилота в кабину лётчиков Ан-140 (на фото справа), с «искоркой» в глазах спросил: «Ты мне скажи, а вообще-то он летает?», Я не растерялся и в том же ключе, с улыбкой, ответил: «Летает», сразу же добавив: «Притом, очень хорошо». «Ну что ж» - продолжил Аскеров - «будем покупать» (Киев, Международный аэропорт «Борисполь», 4 июня 2004 года)

Самолет Ан-140 в то время уже серийно производился на 2-х авиационных заводах: Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП) и на иранском заводе HESA شرکت صنایع هواپیماسازی ایران هسا в Исфахане. Кроме этого, 25 декабря 2003 года состоялась выкатка Ан-140 в Самаре на авиационном заводе «Авиакор», но до взлета серийного самолета в России оставался ещё год (первый взлет Ан-140 самарской сборки состоялся 25 мая 2005 года). По состоянию на июнь 2004 года было произведено всего 11 самолетов Ан-140 и эксплуатировались тогда они в 5-ти авиакомпаниях («Авиалинии Антонова», «Одесские авиалинии», «Аэромост-Харьков», «Мотор Сич» и HESA Airlines - Полиция Ирана).
Традиционными стали «Конференции по вопросам качества производства и технического обслуживания покупных комплектующих изделий самолета Ан-140», которые проводились на базе Харьковского авиазавода с участием представителей предприятий-производителей комплектующих и авиакомпаний. Уже в октябре 2003 года на такой конференции было отмечено, что «по наработке на отказ мы вышли на уровень самолетов Ту-154Б (М), Ту-134А, Ан-124, превысили уровень Ил-62М, но пока отстаем от показателей турбовинтовых самолетов, в частности Ан-24». В 2004 году показатели надежности самолета Ан-140 достигли передовых показателей по сравнению со всеми самолетами региональной авиации пост-советских государств.
Оставалась серьёзная проблема по оперативному обеспечению запасными частями авиакомпаний во время эксплуатации для сокращения вынужденных простоев самолётов по техническим причинам. Здесь основная проблема - финансовая - в то время могла быть решена только при непосредственном участии самой авиакомпании в приобретении резервного пула запчастей, если она имела для этой цели соответствующие ресурсы.

AZAL уже тогда был признанным лидером среди авиакомпаний Закавказья, поэтому принимал рациональное и взвешенное решение по самолетам Ан-140.
Хорошие лётно-технические характеристики и приемлемое сочетание цена/качество, открытость украинской стороны и желание совместными усилиями дальше совершенствовать новый самолёт, отсутствие языкового барьера и благоприятная внешнеполитическая атмосфера в украинско-азербайджанских отношениях - все эти факторы, по всей видимости, привели к принятию в будущем позитивного решения по покупке «сто сороковок».


На фото: прибытие Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Мы выступали «единой командой» с Джахангиром Аскеровым, показывая наши самолеты (Киев, Международный аэропорт «Борисполь», 4 июня 2004 года)


На фото: посещение Ильхамом Алиевым самолетов Ан-140 (регистрационный номер UR-14006) - на снимке слева и Ан-74ТК-300Д (регистрационный номер UR-LDK). Именно тогда из уст азербайджанского президента прозвучала фраза: «Мы имеем намерения купить ваши самолёты…» (Киев, Международный аэропорт «Борисполь», 4 июня 2004 года)

Ильхам Алиев İlham Heydər oğlu Əliyev стал Президентом Азербайджана 31 октября 2003 года. В июле 2003 года были объявлены президентские выборы в Азербайджане, где кандидатами на высший государственный пост были зарегистрированы Гейдар Алиев, действующий руководитель страны с 1969 года, и его сын - Ильхам Алиев. В августе 2003 года Гейдар Алиев, в связи с тяжелой болезнью, был доставлен в клинику Кливленда (штат Огайо, США). 2 октября по государственному телевидению Азербайджана было зачитано обращение Гейдара Алиева к народу, в котором он заявил, что снимает свою кандидатуру в пользу сына и на всенародных выборах был избран новый Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Гейдар Алиев скончался 12 декабря 2003 года. Джахангир Аскеров был среди ближайших соратников Президента, которые находились с ним до его последнего дня…

Ильхам Алиев родился 24 декабря 1961 года. В 1977 году поступил в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), после успешного окончания которого стал учиться в аспирантуре МГИМО. Защитив диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук, он остался на преподавательской работе. Затем - реализация ряда бизнес-проектов, работа в Стамбуле и с 1994 по август 2003 года — вице-президент, затем первый вице-президент «SOCAR» (Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики). С восхождением на пост Президента Азербайджана трижды побеждал на президентских выборах (2003, 2008 и 2013 годах). И, наверное, главное - сохранил преемственность, ключевые кадры и достижения своего великого отца. Например, Премьер-министром Азербайджана с 1996 года и до сих пор является Артур Расизаде Artur Tahir oğlu Rəsizadə - верный соратник Гейдара Алиева, отца нынешнего азербайджанского президента.

В общении с Ильхамом Алиевым невольно обращаешь внимание на его высочайший уровень культуры, интеллигентности, глубину мыслей и фраз. И ещё одно - прекрасный русский язык: богатый, классический, книжный, с яркими эпитетами и, при этом: идеальное произношение без малейшего акцента.

После завершения презентации у всех её участников было «предчувствие победы». Мы стали готовиться к рабочему визиту в Азербайджан для того, чтобы приблизить момент подписания контракта на поставку самолетов Ан-140 - главного интереса наших, пока потенциальных, заказчиков.

Мы понимали, что нужно аргументированно и, я бы сказал «образцово», пройти путь «предоставления доказательств» азербайджанской стороне о том, что Ан-140 является наиболее подходящим предложением для авиакомпании AZAL.
Нам представляло работать с настоящими профессионалами своего дела, имеющих десятки лет безупречной работы в гражданской авиации. Тем более, у наших партнеров был схожий с нашим менталитет и общая история.
Поэтому изначально, мы построили «доказательную базу» по Ан-140, сравнивая наш самолет с нашими главными конкурентами - самолётами ATR-42 (Франция - Италия) и DASH-8 (Канада).


На инфографике: визуальное сравнение трех самолётов: Ан-140-100, ATR-42-500 и DASH-8Q-300. Именно эти лайнеры являлись основным предложением региональных самолетов от производителей. Правда, многие аналитики не хотели замечать присутствие молодого Ан-140 в такой рыночной нише - слишком мало на тот момент было изготовлено самолетов; не было доверия к украинской авиационной промышленности, прежде всего, по её возможностям в условиях стабильного серийного производства выпускать и обслуживать гражданскую авиационную технику. Несмотря на более чем выигрышное сравнение в пользу Ан-140-100 по многим техническим показателям, кабина пилотов нашего самолета оставалась аналоговой. Мы её сравнивали с такими же кабинами наших конкурентов, но уже на момент такого сопоставления создатели ATR-42 и DASH-8 уже имели разработанные планы по переходу на цифровую или, так называемую, «стеклянную» кабину. Ан-140 этого не имел и нам нужно было как можно быстрее укрепить наш продукт на рынке - в противном случае самолёт, по сути, еще не родившись, мог быть признан со стороны требовательных покупателей устаревшим


На инфографике: сравнение лётно-технических характеристик самолётов Ан-140-100, DASH-8Q-300 и ATR-42-320

Большой сводной командой Харьковского авиазавода и АНТК Антонов во главе с министром промышленной политики Украины Александром Нестроевым 23 июня 2004 года мы прибыли в Баку.


На фотографии с борта самолёта: прибытие Ан-140-100 (регистрационный номер UR-14007) авиакомпании «Ильич-Авиа» с делегацией украинских авиаторов в Международный аэропорт имени Гейдара Алиева Heydər Əliyev adına beynəlxalq hava limanı (Баку, Азербайджан, 23 июня 2004 года)


На фото: наша работа началась с подробной практической демонстрации самолета Ан-140-100 в воздухе и на земле. Ещё раз нам было необходимо показать лётные возможности самолёта, его способности по маневрам на земле, минимальные аэродромы для взлета и посадки (Баку, Азербайджан, Международный аэропорт имени Гейдара Алиева Heydər Əliyev adına beynəlxalq hava limanı, 24 июня 2004 года)


На фото: затем начался этап подробного обсуждения летно-технических характеристик и возможностей сервисного обслуживания самолета Ан-140-100 в эксплуатации. Эта работа продолжалась в группах профильных специалистов. Атмосфера доброжелательности и профессионального разговора была характерна для той встречи (Баку, Азербайджан, 24 июня 2004 года)


На фото: дружеский ужин согласно традициям кавказского гостеприимства после окончания переговоров по самолётам Ан-140-100. На фотографии второй слева - министр промышленной политики Украины Александр Неустроев, далее слева-направо: Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Азербайджанской Республике Борис Алексенко (в должности с 1997 по июль 2004 года), Первый заместитель генерального директора AZAL Сабир Ильясов (Баку, Азербайджан, ресторан «Jannet Baghi» 24 июня 2004 года)

После завершения встреч 23-24 июня 2004 года в Баку обе стороны переговоров пришли к однозначному выводу - готовить контракт на приобретение у ХГАПП 4-х самолетов Ан-140-100. Работа над текстом документа продолжалась вплоть до 8 июля 2004 года. Мы старались удовлетворить требования наших азербайджанских партнеров, а в спорных вопросах - решительно находить компромисс.
Небольшой, но авторитетной командой утром 8 июля 2004 года мы прибыли в Баку.
До подписания контракта, наш ждала встреча с Президентом Азербайджана. Аудиенция с Ильхамом Алиевым, в которой приняли участие Джанхангир Аскеров и мы с министром промполитики Украины Александром Неустроевым, имела одну цель. Ещё и ещё раз руководство Азербайджана хотело получить от нас заверения в жизнеспособности наших договоренностей


На фото: этот момент, наверное, был самым волнительным за весь период поездок в Азербайджан. Большая подготовительная работа многих руководителей, специалистов и партнеров достигла своего апогея - подписания контракта 017-145/2004 от 08.07.04 на поставку четырех самолётов Ан-140-100 концерну AZAL. Мы оценивали это событие, как большую совместную победу украинских и азербайджанских авиаторов (Баку, Азербайджан, Международный аэропорт имени Гейдара Алиева Heydər Əliyev adına beynəlxalq hava limanı, 8 июля 2004 года)

Для нас азербайджанский контракт стал первым в истории самолета Ан-140 настоящим экспортным контрактом. Именно тогда, Джанхангир Аскеров объявил о смене ливреи «Азербайджанских авиалиний» Azərbaycan Hava Yolları. По всей видимости, это было связано с тем, что AZAL начал покупку новых современных самолетов в свой авиапарк - ими стали новейшие Airbus и Ан-140. Впоследствии, мы условно назвали период c 2004 года 1-м этапом обновления флота AZAL, а 2-й этап обновления авиационной техники начался уже с 2011 года, который, кстати, привел снова к обновлению ливреи авиакомпании.


На фото: цвета авиакомпании AZAL за новейшую историю независимости Азербайджана менялись 3 раза. В начале это был постсоветский период со старыми, еще советскими, самолетами (на фото слева). Затем, 1-й этап обновления воздушного флота AZAL и новая ливрея авиакомпании с 2004 года (покупка новых самолетов: три Airbus A319, один Airbus Corporate Jetliner и четыре Ан-140-100) (фото в центре). С 2011 года начался 2-й этап обновления парка AZAL (два самолета Boeing 767-300ERs, два Airbus А-340, два самолета Boeing 787 Dreamliner, один Embraer 170 и четыре Embraer 190) и снова смена ливреи (фото справа)

Для своевременного исполнения контракта мы использовали все существующие на тот момент резервы предприятия, а также, как говорят производственники, «заделы незавершенного производства». Нам нужно было вовремя выполнить напряженный график поставок, а также организовать формирование необходимого комплекта запасных частей и наземного оборудования в Азербайджане.

27 ноября 2004 года состоялась торжественная передача первого самолета Ан-140-100 (регистрационный номер 4K-AZ48, персональное имя «Yevlakh» в честь административного центра Евлахского района Азербайджана, города Евлах).


На фото: во время передачи первого по контракту самолета Ан-140-100 (регистрационный номер 4K-AZ48 «Yevlakh») в Харькове и Баку (27 ноября 2004 года)



«За значительный личный вклад в развитие сотрудничества между Украиной и Азербайджанской Республикой в области авиационного транспорта» Указом Президента Украины N 1436/2004 от 20 ноября 2004 года Джанхангир Аскеров был награждён орденом князя Ярослава Мудрого. Награда была вручена в Баку Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Азербайджанской Республике Анатолием Юрченко (в должности с 2004 по 2005 год) - на второй фотографии первый слева в первом ряду. Кстати, этот Указ Президента Украины был один из последних, подписанных Леонидом Кучмой. На фото: во время вручения ордена (Баку, Азербайджан, 27 ноября 2004 года)

Следующий самолет Ан-140-100 (регистрационный номер 4K-AZ49 «Lankaran») был передан авиакомпании AZAL 29 марта 2005 года.



На фото: передачи самолетов для авиакомпании AZAL всегда проходили не только торжественно, но и очень патриотично. ХГАПП в этот день украшали флагами Украины и Азербайджана, а также большими транспарантами на украинском, русском и азербайджанском языках. Для нас каждый новый самолет для AZAL был куда бóльшим, чем просто поставка нашей продукции. Был большой трудовой подъем, уверенность в украинской авиационной технике, гордость за Харьковский авиазавод (Харьков - Баку, 29 марта 2005 года)

По взаимной договоренности, поставка 3-го самолета Ан-140-100 (регистрационный номер 4K-AZ50 «Zaqatala») была запланирована на 25 декабря 2005 года. В этом самолете впервые, по требованию авиакомпании AZAL, был оборудован (кроме экономического) салон 1-го класса на 6 пассажиров с комфортными вращающимися авиационными креслами. Тогда такой подход был смелым и интересным - ведь раньше турбовинтовые региональные самолёты не могли предложить для обеспеченных пассажиров ничего, кроме «усиленного питания» на борту. В этой версии уровень комфорта оказался не только не хуже, а в некоторых аспектах и лучше, чем в 1-м классе самых современных межконтинентальных лайнеров. Было ещё одно: 24 декабря 2005 года исполнялось 44 года Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, поэтому мы расценивали третий самолет как наш трудовой подарок к этой дате…


На фото: самолёт Ан-140-100 (регистрационный номер 4K-AZ50 «Zaqatala»). В салоне 1-го класса можно было не только путешествовать с высоким уровнем комфорта, но и использовать его в корпоративных целях

Этим планам не было суждено осуществиться... 23 декабря 2005 года на рейсе Баку-Актау, который выполнялся самолётом Ан-140-100 (регистрационный номер 4K-AZ48 «Yevlakh»), произошла катастрофа, унесшая жизни 23-х человек.
На следующий день я был в Баку, где принял участие в расследовании причин это трагедии. Мне до сих помнятся мудрые слова Премьер-министра Азербайджана Артура Расизаде, который возглавлял Правительственную комиссию по причинам катастрофы: «Вам предстоит трудный период восстановления репутации самолета Ан-140 - ведь это уже вторая катастрофа после трагедии в Иране в декабре 2002 года».
Эти слова прозвучали в штабной палатке на берегу Каспийского моря, по сути там, где разбился наш самолет. За несколько часов до этого, место трагедии лично посетил Президент Азербайджана Ильхам Алиев…

Отношение к гражданской авиации в Азербайджане не только профессиональное и ответственное - оно особенное. Этот подход генерируется на самом высоком государственном уровне.


На фото из азербайджанских СМИ: Президент Ильхам Алиев лично осматривает новые самолеты авиакомпании AZAL. На фотографии слева Ильхам Алиев в кабине новейшего Boeing 787 Dreamliner (регистрационный номер VP-BBR) в компоновке 18 кресел бизнес-класса / 35 кресел премиум-класса / 157 кресел эконом-класса (всего 210 пассажиров). На пост-советском пространстве и среди ряда восточных стран такой воздушный лайнер первым получил Азербайджан (декабрь 2014 года). На фотографии справа - Ильхам Алиев и Джанхангир Аскеров осматривают прибывший в Азербайджан новый Airbus Corporate Jetliner (2015 год)

Эксплуатация самолетов Ан-140-100 в Азербайджане после катастрофы была сразу остановлена. Приемка 3-го самолета по контракту отложена на неопределенный срок. Платежи, за находящийся на окончательном этапе строительства 4-й самолет, были заморожены. Мы обсуждали различные программы для решения сложившейся ситуации после расследования причин катастрофы: создание совместной системы поддержки самолетов в эксплуатации вместе с авиакомпанией и производителями комплектующих изделий; временный перевод самолетов для перевозки грузов и почты; совместный поиск покупателей на азербайджанские самолеты Ан-140, на случай если решение о снятии их с эксплуатации не будет пересмотрено…


На фото: после смены управленческой команды на ХГАПП с 2007 года, интерес к альтернативным планам по азербайджанским Ан-140, в связи с гибелью Ан-140-100 (регистрационный номер 4K-AZ48 «Yevlakh») (фото № 1), постепенно стал угасать. В 2008 году AZAL вернул на завод поставленный ранее самолет Ан-140-100 (регистрационный номер 4K-AZ49 «Lankaran») (фото № 2), отказался от Ан-140-100 (регистрационный номер 4K-AZ50 «Zaqatala») (фото № 3), который стоял до этого времени в полной готовности на Харьковском авиазаводе, а также отказался от 4-го недостроенного самолета по контракту (на фото № 4). Эти самолеты в таком же состоянии находятся на ХГАПП до сих пор

После отказа от Ан-140-100, AZAL практически сразу приобрел партию франко-итальянских самолетов ATR-42 и ATR-72, которые являются нашими прямыми конкурентами. Эти самолеты оперативно поступили в эксплуатацию, но спустя несколько лет Азербайджан отказался и от них, отдав с 2013 года предпочтение для региональных полётов реактивным Embraer 170 и Embraer 190. При этом, ни российский Sukhoi Superjet 100, ни Ан-148/158, который тогда позиционировался как украинско-российский самолет, не попали в сферу интересов AZAL. Дело в том, что 24 декабря 2010 года Азербайджан отказался от использования самолетов российского производства. В момент принятия такого решения это касалось старых Ту-134 и Ту-154, но тем не менее, по новой авиационной технике переговоры шли исключительно с западными производителями.

То, что произошло в Киеве 6 июня 2016 года дарит не только надежду. Наверняка, это может стать новым витком отношений с одной из самых обеспеченных и перспективных авиакомпаний региона - «Азербайджанскими авиалиниями» AZAL.


На фото ГП «Антонов»: во время пресс-конференции о подписании «твёрдого» контракта на поставку 10-ти новейших самолетов Ан-178 в Азербайджан, начиная с 2018 года. На фотографии слева - Джанхангир Аскеров на месте первого пилота самолета Ан-178 (Киев, ГП «Антонов», 6 июня 2016 года)


На фото из российских и азербайджанских СМИ: 8 июня 2016 года в Иркутске состоялась выкатка первого прототипа нового самолета МС-21 (российский среднемагистральный пассажирский самолет, до 211 мест в модификации МС-21-300). Первый полёт самолета ожидается в конце 2016 - начале 2017 года. Начало серийного производства планируется на Иркутском авиационном заводе с 2017 года. Совместная разработка ОКБ Яковлева и корпорации «Иркут». Двигатели ПД-14 (Россия) или PW1400G (Pratt & Whitney, США). Во время церемонии выкатки AZAL подписал с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) меморандум о покупке 10-ти самолётов МС-21-300. На фотографии в центре - Меморандум подписывают Александр Рубцов, генеральный директор ИФК и Джанхангир Аскеров, президент концерна AZAL. На заднем плане - президент ОАО «Научно-производственная корпорация „ИРКУТ“» Олег Демченко (на центральном фото во втором ряду второй слева) и заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин (на центральном фото во втором ряду третий слева) (Иркутск, Иркутский авиационный завод, 8 июня 2016 года)

То, что AZAL подписывает соглашения по самолётам, которые только что разработаны и пока не выпускаются в условиях серийного производства может говорить только об одном - Азербайджан серьёзно и стратегически подходит к формированию своего воздушного флота, хочет принимать участие в этих проектах не только как компания, эксплуатирующая новейшую авиационную технику. Речь идет, скорее всего, о непосредственном участии в создании новых самолетов, чтобы летать не на том, «что дадут», а на том, «что необходимо».

Концерн AZAL всегда стремился приобретать самое новое, передовое и перспективное. Это мощный, авторитетный и требовательный партнёр, но в мире много новинок и это нам - украинским авиаторам - не стоит забывать.


© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: azal, Азербайджан, Азербайджанские авиалинии, Ан-140, Ан-178, Ан-74ТК-300, Антонов, Баку, МС-21, Павел Науменко, ХГАПП, Харьков, Харьковский авиазавод
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments