pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

Медные трубы

Разбирая свой домашний архив, мне попалась на глаза Грамота, выданная в 1936 году передовику социалистического соревнования - моей бабушке - в то время врачу санитарно-эпидемиологической станции города Белополье, Сумской области. Чёрно-белая фотография, наклеенная на кусок плотного картона, сложенного вдвое, образующего таким образом, небольшую книжечку. Изображение великих строек эпохи индустриализации, бессменные для того времени портреты Владимира Ленина и Иосифа Сталина; слова «За ударное выполнение оперативных заданий, за образцовую производственную работу и высокие качественные показатели тов. Науменко Н.Н. присуждается звание Ударника» с подписями «треугольника» (то есть: руководителя организации, партийного секретаря и председателя профсоюзного комитета).
Вроде бы ничего особенного: кусок бумаги, но если перенестись в ту эпоху и представить какой за всем этим стоял труд и самоотдача, как проходило награждение, то и цена этого, уже исторического документа, становится совсем иной. Недаром с ним произошло прямо как по Михаилу Булгакову - «рукописи не горят» (роман «Мастер и Маргарита»). Получается, что эта Грамота пережила всех участников тех событий и оказалась у меня в руках спустя 80 лет.

Современные награды, которые появились с обретением независимости Украины стали и по сути, и по форме отражать уже новейшую историю государства.
Что же до самых новых знаков общественного признания, то они появились в наиболее трагический период нашей страны: война, гибель тысяч людей, защита территорий и вернувшийся из прошлого призыв «Героям слава!»…

Разве люди обязательно стремятся к наградам? Думаю, что здесь не будет однозначного ответа, но пройти свой путь через «огонь, воду и медные трубы» доводится многим.

Ведь любое награждение во все времена являлось формой общественного признания. Как правило, за исключением премий и ценных призов, награда не даёт человеку материальных выгод. Но в том-то и состоит искусство государственного управления, чтобы уметь создать такие национальные символы почёта, которые бы признавались и уважались подавляющим общественным большинством.

Помню, когда в начале 2004 году мне пришло сообщение, что я стал Лауреатом ежегодной награды журнала «Aviation Week & Space Technology» (США) и получил приглашение на торжественный ужин по этому поводу на 7 апреля 2004 года в Национальный музей воздухоплавания и астронавтики в Вашингтоне - у меня было чувство гордости. За свой завод, за свою команду и большой, 8-ми тысячный коллектив предприятия. За то, что стратегия продвижения на мировой рынок нового самолета Ан-140, разработанного и построенного уже в условиях независимости Украины, получила признание одного из самых авторитетных профильных журналов планеты, а вместе с ним была высоко оценена профессиональным Советом, организованном при этом издании, куда входят признанные корифеи американской авиакосмической индустрии.


На фото: с управляющим директором журнала «Aviation Week & Space Technology» (США) (слева) во время торжественного ужина в честь Лауреатов ежегодной награды журнала Laureate of "Aviation Week & Space Technology" (US) Award. Генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) был награжден «за успехи в продвижении на мировой рынок самолета Ан-140» (Вашингтон, Национальный музей воздухоплавания и астронавтики Смитсоновского института Smithsonian National Air and Space Museum (600 Independence Ave SW, Washington, DC 20560), 7 апреля 2004 года)

По приезду в Вашингтон 5 апреля 2004 года, я сразу получил официальную открытку-приглашение на «ужин Лауреатов», где был указан дресс-код: Black tie. Дресс-код с таким названием (дословный перевод: чёрный галстук) означает, что для участия в вечернем мероприятии мужчины должны быть одеты исключительно в чёрный смокинг с бабочкой. Чёрный галстук Black tie менее формальный, чем Белый галстук White tie (требование быть одетым во фрак), но, безусловно, более официальный, по сравнению с обычным деловым стилем. Для женщин это правило трактуется как необходимость быть в вечернем платье, желательно чёрного цвета.

С собой я смокинг не брал. Честно говоря, у меня его тогда вообще не было, за ненадобностью. В Украине в то время дресс-код подавляющего большинства мероприятий существовал весьма условно. На подобного рода вечерах можно было увидеть людей, одетых и в смокинг, и в обычный деловой костюм, и в клубный (как ещё сейчас говорят «пятничный») пиджак, и в традиционную украинскую вышиванку. Так повелось…

Даже когда 23 января 2005 года проводилась вечерняя часть инаугурации Президента Украины в Украинском Доме (Киев, ул. Крещатик, 2), ни сам виновник торжества, ни его окружение не выполняли требование дресс-кода: Black tie, указанное ими же во всех пригласительных билетах на мероприятие. Не считая нескольких «дисциплинированных» иностранных гостей, все остальные остались «свободными людьми» по отношению к своей вечерней одежде.


На фото: приглашение на инаугурацию Президента Украины Виктора Ющенко 23 января 2005 года. В текстовой части приглашения в левом нижнем углу был указан дресс-код (Киев, январь 2005 года)

Но, как говорят, Киев и Вашингтон - это «две большие разницы», поэтому нарушать правила дресс-кода на торжественном вечере в американском Национальном музее воздухоплавания и астронавтики, было просто невозможно.

После небольших консультаций с местными жителями на предмет, где можно купить или арендовать готовый смокинг, я взял такси и поехал в Pentagon City, в огромный торговый центр The Fashion Centre at Pentagon City (или как его называют короче Pentagon City Mall). Он располагается по адресу 1100 S Hayes St, Arlington, VA 22202, USA и непосредственно соединяется с престижной гостиницей Ritz-Carlton Pentagon City Hotel.
Конечно, отыскать среди 170-ти бутиков торгового центра магазин по продаже готовых смокингов было непростой задачей. Но информационные службы «сити мола» оказались полезными и эффективными, поэтому уже через каких-то 10 минут я уже имел возможность выбирать подходящий наряд со всеми необходимыми для этого случая аксессуарами…

Сам вечер прошел солидно, торжественно и без искусственного пафоса, который часто сопровождает подобные действа. Среди лауреатов были основатели компании Airbus, первый китайский космонавт Ян Ливэй 杨利伟 и многие другие. Кстати, сам Ян Ливэй не смог приехать на мероприятие - в то время его вообще не выпускали за пределы Китая, как национального героя. Правда, стандартным решением в таких случаях и не только в КНР, стал приезд в Вашингтон двух китайских генералов, которые вместо космонавта приняли участие в торжестве.

Интересно было другое - все награжденные получали свои награды и почётные статусы исключительно за конкретные дела и по итогам практической реализации больших проектов. Здесь никому не интересно то, что Вы собираетесь сделать - как бы Вы об этом ярко и горячо не рассказывали. Это может быть важным, когда речь идет о стартапе или о презентации планов перед действующими стратегическими инвесторами. Но за это не дают наград. Награды вручают только по итогам работы.
Мне такой подход был близок, потому что для меня всегда были неприемлемыми награждения к юбилеям или памятным датам. Эта традиция, к сожалению, плавно перекочевала из нашего советского прошлого в наше украинское настоящее и сразу стало сильно отдавать «брежневщиной»

К счастью, все свои главные награды мне вручали за реальные свершения и этим такая публичная оценка по-настоящему ценится и запоминается на всю жизнь.


На фото: вручение ордена «За заслуги» III степени - первой моей государственной награды - за организацию производства серийного самолета Ан-140 на ХГАПП, которую я получал в качестве заместителя директора Торгового дома ХГАПП. Указ Президента Украины N 1636/99 от 30 декабря 1999 года «Про відзначення нагородами України працівників авіаційних підприємств» (Киев, Администрация Президента Украины, 19 января 2000 года)

Тогда, после подъема первого серийного Ан-140, в украинский авиапром пришло главное - уверенность в собственных силах. Дело в том, что именно Ан-140 стал первым отечественным самолетом, разработанным и освоенным в серийном производстве уже в условиях независимости Украины. Было важно доказать, прежде всего самим себе, что без Советского Союза, без Госплана, Госснаба и Министерства авиационной промышленности СССР, а исключительно в рыночных условиях и на основе широкой производственной кооперации можно создавать новую современную авиационную технику. Это было доказано на практике и Украинское государство по достоинству оценило вклад руководителей, инженеров и специалистов наших авиационных предприятий.

Отдельными президентскими Указами была присвоена высшая степень отличия - Герой Украины - трём руководителям: АНТК «Антонов» (Указ Президента Украины 1635/99 от 30 декабря 1999 года), АО «Мотор Сич» (Указ Президента Украины 72/2000 от 19 января 2000 года) и тогдашнему генеральному директору ХГАПП (Указ Президента Украины 1634/99 от 30 декабря 1999 года).


На фото: фрагменты награждения авиаторов. На фотографии вверху слева - сразу после вручения ордена «За заслуги» III степени; снимок на память группы награжденных работников ХГАПП с Президентом Украины (вверху справа); вместе с «новоиспеченными» героями Украины (на фото слева-направо) генеральным директором ХГАПП Анатолием Мялицей и генеральным конструктором АНТК «Антонов» Петром Балабуевым (внизу слева) (Киев, Администрация Президента Украины, 19 января 2000 года)


На фото: торжественный обед в АНТК «Антонов» в честь награжденных государственными наградами за создание самолета Ан-140. На фотографии вверху слева - вместе с Героем Украины, генеральным конструктором АНТК «Антонов» Петром Балабуевым и его супругой - Раисой Панфутьевной. На снимке внизу слева - в кабинете генерального конструктора АНТК «Антонов» с соратниками-авиаторами. Внизу справа - харьковские орденоносцы по дороге домой в самолете Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038) (Киев - Харьков, 19 января 2000 года)

Кстати, именно в этот день получили своё развитие атрибуты звания «Героя Украины».
Дело в том, что в то время, с момента учреждения этого звания 23 августа 1998 года, герои Украины при награждении получали орден «Золотая Звезда» или орден Державы. Орден «Золотая Звезда» вручался за ратный подвиг, орден Державы - за выдающиеся трудовые достижения. Проблема была в том, что вручаемые ордена в обществе не знали и мало кто идентифицировал эти символы со званием Героя Украины.

После того, как Председатель правления - генеральный директор АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев получил звание «Героя Украины», он выступил в необычном для себя амплуа. Дело в том, что именно «главный моторостроитель» стал инициатором и автором (совместно с известными украинскими историками в области геральдики Виктором Бузало и Владимиром Репринцевым) новой единой миниатюры орденов «Золотая Звезда» и ордена Державы. Единая миниатюра изготавливается из золота и имеет форму пятиугольной звезды с гладкими двугранными лучами с лицевой стороны; в центре звезды размещено рельефное изображение Знака Княжеского Государства Владимира Великого (тризуба).


На фото: слева - изображение орденов «Золотая Звезда» и ордена Державы. Между ними - единая миниатюра для повседневного ношения. Кстати, после появления миниатюры в форме пятиугольной звезды, орден Героя Украины стал носится на левой стороне над всеми другими наградами, как и его миниатюра (ранее этот орден нужно было носить с правой стороны). Первые образцы миниатюры были изготовлены в Запорожье на АО «Мотор Сич» и затем были переданы в Администрацию Президента Украины. Официально единая миниатюра орденов «Золотая Звезда» и ордена Державы была учреждена 2 декабря 2002 года в соответствии с Указом Президента Украины 1114/2002

Следующую свою степень ордена «За заслуги» II степени, я получал уже как генеральный директор ХГАПП в 2004 году после успешного завершения строительства и освоения в серийном производстве новой модификации самолета Ан-74ТК-300Д. Самолет имел обновленный бортовой цифровой навигационный комплекс и эксклюзивный интерьер мирового уровня. Лайнер был предназначен для перевозки высших должностных лиц государства, а также ориентирован на рыночную нишу корпоративных и VIP перевозок с возможностью транспортировки на борту крупногабаритных грузов (например, контейнер или автомобиль).


На фото: сверху - награжденные по Указу Президента Украины от 24 сентября 2004 года № 1119/2004 за создание президентского самолета Ан-74ТК-300Д (слева-направо) - генеральный директор ИнтерАМИ Александр Казначеев (награждён орденом «За заслуги» III степени), слесарь-сборщик ХГАПП Григорий Безвесильный (орден «За заслуги» III степени), генеральный директор ХГАПП Павел Науменко (орден «За заслуги» II степени), начальник цеха ХГАПП Светлана Фролова (орден княгини Ольги III степени), главный инженер ХГАПП Виктор Заяц (звание «Заслуженный машиностроитель Украины»), начальник цеха ХГАПП Игорь Попов (орден «За заслуги» III степени). На фотографиях внизу - в момент награждения, которое проводилось в Малом Зале Харьковской областной государственной администрации (ХОГА или на украинском - ХОДА). От имени Президента Украины, вручение наград проводил Первый заместитель Председателя ХОГА Александр Колесников (Харьков, сентябрь 2004 год)

Также остались в памяти яркие воспоминания в связи с участием в общенациональной программе «Человек года» (Людина року) в 2004 году.
Дело в том, что ХГАПП в период 2003-2004 достиг выдающихся для того времени производственных результатов, которые пока так и остались самыми высокими достижениями в последующей истории предприятия.
Так, в 2003 году было построено и передано заказчикам 4 самолёта (2 - Ан-140 по заказам лизинговой компании «Укртранслизинг» и АО «Мотор Сич», 2 комплекта для сборки Ан-140 по кооперации с Ираном); в 2004 году - 6 самолётов (4 - Ан-140 для ОАО ЛК «Укртранслизинг», авиакомпании «Ильич-авиа» и компании AZAL (Азербайджан), 1 - Ан-74ТК-300Д для Государственного авиационного предприятия «Украина», 1 - комплект для сборки Ан-140 по кооперации с Ираном). В этот период устойчиво росла заработная плата на заводе, которая выплачивалась регулярно, точно по графику и без задолженностей. Поэтому, ХГАПП был назван «Лучшим работодателем Украины 2003 года». В итоге, общие показатели деятельности ХГАПП свидетельствовали об увеличении валовых доходов, которые выросли по сравнению с 2000 годом почти в три раза (276%), более чем в два раза по сравнению с тем же периодом увеличились объемы экспорта (239%), рост объемов реализации продукции составил 184% к уровню 2000 года.
Трудиться на Харьковском авиационном заводе в то время было престижно, работники предприятия держались за свои места, а само предприятие получило большую известность и международное признание.

Результаты этой большой работы не остались незамеченными со стороны экспертов программы «Человек года», хотя в начале такой интерес, по большому счёту, ничего не гарантировал.
Спустя время, Высший Академический Совет программы принимает решение о том, что генеральный директор ХГАПП становится Лауреатом программы «Человек года» 2004 года в номинации «Промышленник года». При этом, такими же лауреатами и в той же номинации из 38-ми соискателей стали руководители широко известных в Украине промышленных предприятий: генеральный директор «Азовсталь» Алексей Билый, генеральный директор ГП НПКГ «Зоря - Машпроект» Юрий Бондин, директор Одесского припортового завода (ОПЗ) Валерий Горбатко, председатель правления Запорожского автомобилестроительного завода (ЗАЗ) Олег Папашев.

Интрига сохранялась до дня награждения - 12 марта 2005 года - при этом, все лауреаты приходят «при полном параде» и ожидают в главном зале Национального дворца искусств «Украина» (Киев, ул. Велика Васильківська, 103) окончательного решения Высшего Академического Совета программы «Человек года». Красивые мужчины и женщины в вечерних нарядах на сцене открывают запечатанный конверт и оглашают публике имя победителя в каждой номинации национального рейтинга, что сразу же становится известно не только всем присутствующим, но и телезрителям первого национального канала, который традиционно осуществляет прямую трансляцию этого действа на всю страну.
Одним словом, «украинский Оскар» во всех сферах деловой активности: бизнес, финансы, региональное управление, спорт, меценатство и многих других.


На фото: у девушки в руках конверт с надписью «Промисловець року». Этот конверт был раскрыт на сцене дворца «Украина» и я услышал своё имя. По традиции победитель в номинации программы «Человек года» поднимается на сцену, принимает символ своей победы - статуэтку «Прометей-Престиж» и обращается с короткой речью к присутствующим (Киев, Национальный дворец искусств «Украина», 12 марта 2005 года)


На фото: слева - статуэтка победителя программы «Человек года» «Прометей-Престиж» (автор — скульптор Олег Черноиванов). На статуэтке наносится название номинации и указывается год проведения рейтинга. Справа - так выглядит Диплом лауреата, его получают три финалиста в каждой номинации


На фото: на сайте общенациональной программы «Человек года» www.ludinaroku.com.ua всегда можно увидеть итоги рейтингов за весь период существования этого проекта

Развивая широкое международное сотрудничество, наша команда на ХГАПП достигала весомых результатов и, как следствие, признания. Например, в результате внедрения большого числа комплектующих изделий разработки и производства французских компаний для самолета Ан-140, в 2003 году генеральный директор ХГАПП был награжден Золотой медалью Ассоциации по поддержке французской промышленности Societe d'Encouragement pour L'industrie Nationale (SPI).

А в результате успешной подготовки серийного производства самолета Ан-140 в Самаре, которая осуществлялась в рамках кооперации между ХГАПП и самарским авиационным заводом «Авиакор», я в декабре 2003 года был награжден нагрудным знаком «За заслуги перед Самарской областью». Награждение проводилось прямо в цехе окончательной сборки «Авиакора» во время церемонии по выкатке первого серийного самолета Ан-140 самарской сборки.


На фото: с Президентом Societe d'Encouragement pour L'industrie Nationale (SPI) госп. Bernard Mousson (слева) во время вручения награды (Франция, Париж, 2003 год)


На фото: торжественная выкатка первого самолета Ан-140 самарской сборки (слева) по межгосударственной программе «Международный авиационный проект (МАП) - 140». На фотографии справа - с губернатором Самарской области Константином Титовым после награждения нагрудным знаком «За заслуги перед Самарской областью» (Самара, 25 декабря 2003 года)

Однажды я сфотографировал свои награды и поместил их на один лист. Может быть на память, но скорее всего от желания всё систематизировать и иметь надежный доступ к личной информации.


На фото: государственные, отраслевые, общественные и церковные награды, которые мне были вручены в период с 1999 по 2010 год. Каждая из них - это определенный жизненный этап или удавшийся большой проект. Орден «За заслуги» II степени (создание президентского самолета Ан-74ТК-300Д, 2004 год), орден «За заслуги» III степени (организация серийного производства первого украинского самолёта Ан-140, 1999 год), Почётный знак МВД Украины (модернизация самолёта Ан-74 в штабную версию для МВД, 2004 год), медаль «За содействие в охране государственной границы Украины» (строительство и передача 7 августа 2002 года Пограничным войскам Украины патрульного самолета Ан-72П, 2003 год), Почётный знак «Лучший работодатель Украины 2003 года» (увеличение валовых доходов предприятия в 3 раза по сравнению с 2000 годом, рост экспорта в 2 раза, увеличение числа рабочих мест на заводе, 2004 год), харьковские награды: «Слобожанская слава» (2003 год), Знак Харьковского городского головы «За усердие» (2003 год), Почётное звание «Харьковчанин года» 2001 - 2002 годов (высокие производственные показатели ХГАПП, регулярная и своевременная выплата заработной платы на предприятии, выполнение обязательств перед бюджетом, продвижение на мировом рынке харьковского авиационного бренда - ХГАПП) и другие…


На фото: мне, коренному киевлянину, было очень приятно несколько лет подряд получать титул «Харьковчанин года». Такое признание, как бы сегодня сказали, «харьковской громадой» было почётным и обязывало, пусть и на ограниченный срок, стать настоящим харьковчанином

Мне довелось надевать свои награды всего один раз. Это было во время одной спонтанной фотосессии на ХГАПП в кабинете генерального директора завода в 2006 году.
Что же касается праздников - так люди моего возраста ходили без наград. В будние дни - это было уже совсем лишнее, как мне тогда казалось.


На фото: эти снимки были сделаны с дистанцией по времени ровно через 10 лет. Не знаю, как Вам, но у меня складывается впечатление, что стиль «монументальной бронзы» уж никак не делает моложе. Другое дело - здоровое питание, спорт, ограничения от излишеств - приводит, как говорят, ко «второй молодости». Возможно кому-то покажется, что фотографии случайно поменяли местами, хотя никакой ошибки нет - всё правильно (Харьков 2006 - Киев 2016)

Свой рассказ я начал с найденной в семейных бумагах Грамоты моей бабушки. Этот раритет старой, навсегда ушедшей от нас, наградной эпохи моя семья будет хранить и передавать из поколения в поколение, как государственные награды отца, как боевые награды деда. Это не только история страны и семьи - это наши достижения, которые нужно беречь и о которых необходимо помнить.


На фото: та самая Грамота ударника от 1936 года, врученная моей бабушке за высокие трудовые показатели

Сегодня мы всё реже слышим о выдающихся трудовых свершениях, но сейчас всё чаще жизнь разворачивает поле для ратных подвигов.
Тысячи офицеров и солдат, когда того потребовала ситуация, стали на защиту территориальной целостности Украины.
Уверен, что у Вас, как и многих граждан нашей страны - есть свой герой.

До глубины души меня тронула история гражданина и военного, Героя Украины, Начальника Киевского военного лицея имени Ивана Богуна, генерал-майора Игоря Гордийчука.
Участник АТО, командовал отрядами спецназа. В конце августа 2014 года, после боёв за Саур-Могилу и образования Иловайского котла, выходил из окружения и получил тяжелейшее ранение, казавшееся несовместимым с жизнью. Однако выжил, но стал инвалидом.


На фото: наверное многие не могли сдержать слёз, когда видели, как в прямом телеэфире во время проведения парада на Крещатике, посвященному 25-летию Независимости Украины, Игорь Гордийчук получал генеральские погоны из рук Президента Украины. Генерал Гордийчук стал символом силы духа, мужества, патриотизма и, наверное, ещё одного - стремления к миру, который положит конец гибели и увечьям тысяч наших сограждан (Киев, Крещатик, 24 августа 2016 года)


На фото: в сентябре 2016 года свет увидел новый информационный сайт www.herofaces.org (Лица героев), созданный на основе фотографий известного фотографа Романа Николаева, запечатлевшего лица воинов АТО. Слоган сайта «Look closely at their faces» (Всмотритесь в их лица), 63 крупных портрета без ретуши и украшательств действительности, 63 сильных и преданных своей стране мужчин и женщин, награжденных высокими наградами государства и общества. Все смотрят прямо на Вас - это заставляет быть сдержанным в эмоциональных оценках, более ответственным и мудрым…


На самом деле, ценность наград определяет прежде всего за что они были присвоены и отношением граждан к своему государству, которое эти награды учреждает и вручает. Если в чём-то случается противоречие - то мы становимся свидетелями отказа награжденных от своих наград по личным или общественным мотивам.

В тоже время, награда - это признание и возложенная ответственность одновременно. Ужасно, когда можно купить награду или обменять её на персональную преданность.

В 1967 году на экраны вышел фильм-сказка режиссера Александра Роу «Огонь, вода и… медные трубы» (Киностудия имени М. Горького, СССР, 1967). По сюжету фильма главный герой Вася (Алексей Катышев) отправился в лес, чтобы жечь уголь. Там, на полянке, ему повстречалась Алёнушка (Наталья Седых). Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда, но слуги Кащея Бессмертного (Георгий Милляр) похитили девушку прямо на глазах у Васи. В поисках возлюбленной Вася в буквальном смысле проходит сквозь огонь и воду. Но труднее всего было устоять перед медными трубами — сверкающим сиянием славы…
Очень показательным, на мой взгляд, стал разговор сказочного царя Федула VI (в прекрасном исполнении Леонида Харитонова) с одним из своих министров.

– Ты кто?
– Министр.
– Какой министр?
– Без портфеля. На всякий пожарный случай.
– Значит, за пожар во дворце ты отвечаешь?
– Так точно, Ваше Величество!
– А тебе известно, чем ты отвечаешь?
– Известно, Ваше Величество!
– Чем?
– Неизвестно чем!
– Да он же дурак!
– Зато преданный!

(Время начала эпизода 30:52 «Огонь, вода и… медные трубы»)

Испытания славой - серьезное испытание. Кто-то его проходит, ну а кому-то этот тест становится не по плечу.

И еще об одном.
Мы работаем конечно не ради наград, но у современных власть придержавших не может быть иного, более действенного стимула дать достойную оценку, чем награждение за выдающиеся дела и поступки. Хуже, когда кроме реальных дел здесь появляются «дополнительные критерии»: политические предпочтения, личное знакомство, прошлые деловые связи. Думаю, не стоит этого допускать…



© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: Ан-140, Ан-74, Герой Украины, Павел Науменко, ХГАПП, Харьков, Харьковский авиазавод, награды, орден "За заслуги"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments