pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

О "бедном" чиновнике замолвите слово

Чиновником или, как говорят сегодня, государственным служащим я никогда не был.
Точно не знаю, почему. Может быть от того, что всегда стремился к экономической и административной свободе, позволяющей принимать самостоятельные решения и создавать что-то завершенное и осязаемое. А может и от того, что отношение в нашем обществе к чиновникам всегда имело негативный окрас.
С одной стороны, существует большая зависимость людей от чиновничества в повседневной жизни, с другой - как сказал Антон Чехов: «Тот, кому чужда жизнь, кто не способен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником» (Записные книжки. Дневники. А.П.Чехов).
От мыслителей прошлых веков до современных активистов и трибунов создавался образ бюрократа-чиновника: «беспомощные, рожденные бюрократической системой они жили в системе, обслуживали её и, покидая её, как правило, уходили в никуда. Никому не нужные, ничего толком не умеющие, никем по-настоящему не уважаемые»

Несмотря, что среди чиновников есть много порядочных, образованных и ответственных людей, как говорят, общее впечатление сильно портят итоговые результаты их деятельности, как «нанятых народом государственных менеджеров». Традиционно, люди дают свою оценку таким руководителям на выборах, а если демократические механизмы бессильны или неэффективны - происходят массовые недовольства и революции.


На фото: с Президентами Украины Виктором Ющенко, Грузии - Михаилом Саакашвили, Премьер-министром Украины Юлией Тимошенко на демонстрационных полётах самолётов марки «Антонов» производства ХГАПП и киевского завода «Авиант» в период проведения 2-х дневного киевского экономического форума, который был назван «мини-Давос» (Гостомель, Киевская область, Аэропорт «Антонов» (лётно-испытательная база (ЛИиДБ) ГП «Антонов»), 17 июня 2005 года)

Занимаясь частным бизнесом в 90-х годах, мне доводилось не раз встречаться с чиновниками различного ранга. Это происходило тогда, когда им требовалась какая-то помощь в реализации социально значимых проектов или, например, в проведении общегородских мероприятий.
После назначения генеральным директором ХГАПП в 2002 году, такие встречи стали регулярными.
С одной стороны - это было вполне естественным - официальные представители государства желали в деталях знать: что и как происходит на государственном предприятии. С другой - учитывая то, что многие стали высокими государственными чиновниками в результате своей политической деятельности, для них было важным стать причастным к достижениям отечественной авиационной промышленности. Это желание проявлялось вне зависимости от идеологии и политических пристрастий наших политиков.



На фото: калейдоскоп встреч и визитов высоких руководителей (слева-направо, начиная с верхних снимков и вниз) - Леонид Кучма (Киев, январь 2000 года); Виктор Ющенко (Польша, Гдыня, 30 июня 2005 года); Виктор Янукович (Международный аэропорт «Борисполь», июнь 2004 года); Евгений Кушнарев (ХГАПП, 18 декабря 2003 года); Петр Ющенко (Гостомель, Аэропорт «Антонов», 17 июня 2005 года); Юлия Тимошенко (ХГАПП, 16 июля 2005 года); Борис Колесников и Игорь Шкиря (ХГАПП, июль 2003 года); Александр Зинченко (Московский авиакосмический салон МАКС 2005, 16-21 августа 2005 года); Анатолий Кинах (ХГАПП, март 2005 года)

В условиях, когда ХГАПП регулярно выпускало новые самолеты Ан-74 и Ан-140, которые представляли Украину на ведущих мировых авиасалонах; когда заключались договора на поставки наших лайнеров в Азии, Африке и Восточной Европе - приближенность к авиационной теме неизбежно содействовала повышению электоральных рейтингов. Тем более, что по-настоящему активных производственных тем, имеющих национальные корни и собственную инженерную школу, было не так уж и много

У меня до сих пор остался в памяти первый визит на ХГАПП Президента Украины Леонида Кучмы, который состоялся осенью 1997 года. Тогда это было, в какой-то степени, признание первых наших успехов на международном рынке и выражение надежды на достойное будущее в условиях экономики, которая только начала возрождаться после затяжного кризиса 90-х годов.
Прежде всего, тогда успешно исполнялся контракт на поставку самолетов Ан-74 различных модификаций в Исламскую республику Иран.
А летом 97-го ХГАПП блестяще выступил на парижском международном авиасалоне Le Bourget’ 97 (14-22 июня 1997 года). Кроме демонстрационных полётов самолета Ан-74 (регистрационный номер UR-74038), впервые на выставке был показан полноразмерный макет нового интерьера самолёта Ан-74ТК-200 (пассажирской конвертируемой версии), который был изготовлен по заказу «Торгового дома ХГАПП» британской компанией Barrie Weaver Associates. Это событие стало мощным импульсом для нашего дальнейшего развития.


На фото: вместе с Президентом на Харьковский авиазавод прибыли руководители различных государственных структур и ведомств. Коллектив ХГАПП встречал гостей с большим энтузиазмом, а также с надеждой на помощь и поддержку родного предприятия. Кстати, в правом верхнем углу снимка возле строящегося Ан-74 - макет фрагмента фюзеляжа самолета с упомянутым будущим современным интерьером «семьдесятчетвёрки» (ХГАПП, ноябрь 1997 года)

Именно в тот период стали появляться ростки нового Харьковского авиазавода, двигающегося в направлении рыночной экономики. Заканчивались резервы, созданные во времена СССР; командная экономика постепенно сходила на нет, а ХГАПП получил право и возможности самостоятельно определять своё будущее.
Правда, ещё долго в создании людей будет жить желание решать производственную проблему или преодолевать нехватку денег на родном заводе путем обращения к власть имущим. Такая инерция мышления ещё не раз введёт в заблуждение коллектив завода, вплоть до глубокого разочарования - но, воспитанные советской системой, люди по-прежнему будут пытаться «найти правду» в высоких кабинетах, забывая при этом, что наша судьба не в чьих-то, а исключительно в собственных руках.
Что же до политиков, то, к сожалению, в большинстве случаев общение и обещания подменяли сущность реальных дел. Это было видно не только на примере нашего завода - это проявлялось и в макроэкономических показателях, напрямую определяющих благосостояние нашего государства.


На инфографике: данные по размеру Валового внутреннего продукта (ВВП или Gross Domestic Product / GDP) беспристрастно приводятся и анализируются международными финансовыми организациями, в частности Международным валютным фондом (International Monetary Fund) и Всемирным банком (World Bank). Основными индикаторами являются: (1) номинальное значение ВВП - GDP, current prices (размер ВВП страны в долларовом выражении, посчитанного с помощью рыночного обменного курса); (2) ВВП по ППС - GDP, current PPP (размер ВВП рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС). Паритетом покупательной способности  (Purchasing Power Parity / PPP) считается соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг); (3) темп роста ВВП - Real GDP Growth. Вы видите, что номинальный ВВП Украины - диаграмма (1), имеющий важное значение для международной торговли и привлечения иностранных инвестиций имеет довольно скромные показатели. Мало того, устойчивый рост с 2000 по 2008 годы демонстрирует правильность принимаемых макроэкономических решений, хотя и с незначительным финансовым итогом. Что же касается ВВП- ППС (2), то, несмотря на то, что за счет финансовой политики правительства удаётся из года в год сглаживать падение экономики (особенно после 2009 года), пропорция размера ВВП Украины по паритету покупательной способности к номинальному значению ВВП (около 4,0) остаётся на уровне таких стран как Таджикистан, Гамбия, Малави. Эта пропорция является одним из показателей «экономической свободы» и, как следствие, возможностей граждан страны за её пределами. Если такой коэффициент стремится к единице (как у США (всегда равен 1) или стран ЕС (в среднем 1,2 - 1,3), а может быть и меньше (как это наблюдалось, например, в Японии c 1982 по 2013 год) - то экономика такой страны может считаться наиболее сбалансированной с мировыми ценами. Но главным показателем развития государства, всё таки, является темп роста ВВП - диаграмма (3). В 2004 году было достигнуто самое высокое значение этого важнейшего показателя: 11,8% роста. Ни до, ни после экономика Украины не развивалась так стремительно, как в этом упомянутом периоде. Сокрушительнее падение экономики Украины в 2009 году (-15,1%) стало следствием не только внутренних причин, но, возможно даже в большей степени, произошло в результате мирового кризиса. Именно в 2009 году, впервые за длительный исторический период, «упала» экономика таких стран, как: США (падение -2,8%), Германии (-5,6%), Великобритании (-4,3%), Италии (-5,5%), Японии (-5,5%), России (-7,8%). После этого падения, отечественная экономика не смогла полностью восстановиться, а внутренние и внешние вызовы привели к очередному падению в 2014 (-6,6%) и 2015 годах (-9,9%). Правда, как «луч надежды» в виде подтверждения оптимистических прогнозов международных экономических аналитиков, начиная с 2016 года экономика Украины стала расти. По итогам 2016 года отмечен рост 1,5% (Источник: www.knoema.com (Washington, DC, United States) Est. 2011)

Здесь, как говорят, излишни эмоции и сантименты. Цифры и факты дают объективный анализ эффективности «государственных менеджеров» лучше, чем «душещипательное интервью» в кругу семьи или своих соратников.
Может быть поэтому у нас так не любят слово «преемственность»?

Ведь практически каждый новый большой руководитель, приходя на свой пост, начинает свою деятельность с «безудержной» критики своего предшественника, считая это правильным и даже «хорошим тоном», а также, в какой-то степени, особенностями местной «деловой этики».
Помните, «бородатый» анекдот об одном начальнике, который, уходя с должности, передавал обязанности своему сменщику? В этот момент уволенный руководитель вручал новому шефу три конверта с простыми последовательными рекомендациями: (1) «Ругай меня», (2) «Обещай», (3) «Готовь три конверта»… Воспользоваться «рекомендациями» нужно было в приведенном порядке, открывая конверт за конвертом, как только ситуация в коллективе станет в очередной раз критичной.

Мне также вспомнился рассказ Генерального конструктора АНТК «Антонов» Петра Балабуева. Петр Васильевич поведал мне одну историю после вручения ему памятного издания книги «Харьковский авиазавод. История, современность, перспективы», посвященного 80-летию предприятия (Харьков, ХГАПП, 2006. - 436 стр.). Дело в том, что сразу после титульной страницы в книге было опубликовано приветствие Президента Украины Виктора Ющенко.
Балабуев улыбнулся и сказал: «В своё время, Олег Константинович Антонов был большим противником размещения фотографий и обращений действующих лидеров в изданиях, связанных с историей авиационной промышленности. Ведь всё, о чём говорится в таких публикациях - это итог огромной работы, летопись ошибок и побед больших трудовых коллективов, настоящих профессионалов своего дела. Эти достижения всегда будут в памяти.
Что же до государственных деятелей - сложно предугадать, как будут к ним относиться после их отставки, потому что, как правило, отношение бывает не самое лучшее… Не хотелось, чтобы кто-то судил о прекрасной книге именно сквозь этот взгляд. Одним словом: лидеры меняются, но авиация остаётся…»


На фото: так выглядели обращения Президентов Украины в исторических книгах «Первые среди первых. 75 лет ХГАПП» (Под редакцией генерального директора ХГАПП А.К.Мялицы - Харьков, ХГАПП, Основа, 2001. - 416 стр.) и «Харьковский авиазавод. История, современность, перспективы», посвященной 80-летию предприятия (Под редакцией генерального директора ХГАПП П.О.Науменко - Харьков, ХГАПП, 2006. - 436 стр.)

Кстати, многие бизнесмены и директора государственных заводов в то бурное время, с целью защиты корпоративных интересов и расширения своих возможностей, подались в депутаты. Эта тенденция пока сохраняется, хотя и подвергается сегодня резкой критике. Не минула эта участь и меня, правда на очень короткий период.
Тогда я не был членом ни одной политической партии, но по настойчивой просьбе, как говорили «уважаемых людей», согласился один раз в своей жизни принять участие в региональных выборах 30 мая 2006 года в Харьковский городской совет по списку Народного блока Литвина. Надо сказать, что залихватские лозунги этой партии, начиная от «Країні потрібен Літвін!» до самоуверенного «Посылай всех смело на... - голосуй за Литвина!», не сработали. Выборы в Харькове мы проиграли, депутатом я не стал, хотя, честно говоря, об этом так ни разу и не пожалел.


На фото: настольный перекидной календарь, выпущенный в виде агитки за кандидатов в депутаты Харьковского городского совета (Харьков, 2006 год)

Всё таки, было очень трудно пройти мимо «политической поляризации» общества и партийных лидеров, что стало повсеместным после 2004 года. Накануне очередных выборов, которые тогда проходили с невероятной частотой, политики под любыми предлогами приезжали на ХГАПП, встречались с коллективом, обещали, убеждали, фантазировали…

Что интересно: вместо так нужной для нас поддержки на мировом рынке через зарубежные представительства или на внутреннем - в виде предоставления государственных заказов и удешевления стоимости банковских кредитов, которые привлекало предприятие для своей производственной деятельности - мы получили нескончаемую череду фискальных проверок.
При этом, менялись проверяющие, неуклонно повышался их уровень; все что-то искали, пытались на свой лад трактовать организационные и хозяйственные решения администрации предприятия. Добавляло эмоций несогласие руководства АНТК «Антонов» с активной позицией ХГАПП по реорганизации отечественного авиапрома и созданию государственного концерна «Антонов» по образу и подобию признанных лидеров авиационного рынка: Boeing, Airbus, Embraer…

Всё это потом назовут «конфликтом в авиапроме», который приведёт к выяснению отношений между ведущими предприятиями отрасли в судах и взаимным финансовым претензиям.
Мытари в деятельности Харьковского авиазавода с завидным усердием пытались найти недостатки, чтобы те, кто их направил на завод, смогли «аргументированно» сделать намеченные выводы и утвердить «необходимые и удобные для себя кадровые решения».


На приведенной инфографике отражена история основных показателей эффективности работы Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) за период от 2000 до 2016 года. Здесь показаны: вверху - (1) число произведенных и поставленных заказчику самолётов (линейная диаграмма - синий цвет); (2) объём государственного финансирования Харьковского авиазавода в гривнах (столбчатая диаграмма - красный цвет). Внизу - финансовые показатели предприятия в USD по годам: (1) товарная продукция завода (синий); (2) прибыль / убытки предприятия по результатам хозяйственной деятельности (оранжевый); (3) государственное финансирование (красный).
Что интересно, самым результативным (после 1997 года), то есть уже за последние 20 лет, на ХГАПП стал 2004 год. Именно в этот год, как уже было сказано выше, было достигнут наивысший темп роста ВВП в Украине. По итогам работы в этом году на заводе было проведено наибольшее число проверок, появилось значительное число негативных статей в прессе на этот счёт. В 2004 году был произведено и поставлено по контрактам 6 самолётов: 4 - Ан-140, 1 - Ан-74ТК-300Д, 1 - полный комплект для сборки Ан-140 по производственной кооперации.
В начале 2007 года, наша команда была вынуждена покинуть завод. Мы никогда не получали финансовой поддержки государства за всё время нашей работы. Основными источниками денежных ресурсов предприятия был рынок: авансы заказчиков и кредиты коммерческих банков.
Начиная с 2007 по 2013 год завод стал получать щедрое финансирование из различных государственных источников, что оказалось, как видно по диаграмме, малоэффективным. Всего за этот период, судя по опубликованным в СМИ данным, было принято 13 правительственных решений о выделении средств: постановления Кабинета министров Украины от 5 июля 2007 No 891 и от 22 июня 2007 No 855 (выделение 130 млн грн из госбюджета), от 17 декабря 2008 No 1111 (48 млн грн), от 7 мая 2008 No 441 (15 млн грн), от 4 февраля 2009 No 122 (40 млн грн за счет средств Стабилизационного фонда), распоряжение от 22 апреля 2009 No 447-р (160 млн грн, Стабилизационный фонд), постановление от 1 июля 2009 No 708 (150,3 млн грн), распоряжение от 1 июля 2009 No 791-р (14 млн USD или 107,1 грн, Укрэксимбанк), от 22 апреля 2009 No 476-р (383 млн грн, государственная гарантия), постановление от 21 октября 2009 No 1244 (28,1 млн USD или 201,5 млн грн, Стабилизационный фонд), распоряжение от 30 июля 2010 No 1591-р (180 млн грн) и аналогичные распоряжения в 2011, 2012, 2013 годах для оплаты купонного дохода по облигациям ХГАПП в размере 180 млн грн в год.
При суммарном подсчёте, общая сумма такой «адресной» помощи ХГАПП за 7 лет (начиная с 2007 года) составила по текущим обменным курсам около 260 млн USD, при этом за тот же период было выпущено всего 7 самолётов. Вышло прямо как по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»



На инфографике: обратите внимание на рост рыночной цены самолетов Ан-74 (в период с 2005 по 2015 год стоимость на этот тип самолета на рынке увеличилась в 3,5 раза!) и на Ан-140, цена на который, из-за военных заказов на самарском заводе «Авиакор» в России, подскочила за этот же период с 8,5 млн до 20 млн USD. Регулярное участие ХГАПП в международных салонах в первой половине «двухтысячных» вплоть до 2007 года, персональные демонстрации в разных странах мира нашей авиационной техники вместе с объективной ситуацией в этой рыночной нише дали свои плоды - производство и реализация указанных типов самолетов могло стать выгодным коммерческим делом, позволяющим выйти на безубыточную работу предприятия. К сожалению, слабый маркетинг в последующем и желание жить за счёт государственной помощи разрушили «зубастость» ХГАПП на мировом рынке, что привело в начале к сокращению активных контрактов, а затем, начиная с февраля 2015 года, к остановке предприятия. Неизбежно стал нарастать негативный социальный аспект: из-за невыплаты заработной платы от коллектива в более чем 8000 сотрудников в 2005 году, по состоянию на 2016 год, осталось всего 2500 человек «списочного состава»…


На фото: одно из сопроводительных писем руководителя Контрольно-ревизионного управления Украины на имя Премьер-министра по итогам проверок на ХГАПП. Отмечая рост объёмов выпуска авиационной техники на предприятии, КРУ подвергало критике руководство завода, за «недостаточные объемы производства». Выдержки из текста: «Обсяги товарної продукції, робіт та послуг в порівняльних цiнах (без ПДВ) протягом останніх трьох років мають тенденцію до зростання i у 2004 році сягали 329,8 млн грн., або 123,7% до обсягу 2003 року.
Реалізація виробленої продукції у 2004 році зросла до 221 млн грн. або на 32,3% в порівняні з 2003 роком».
После этого сразу же делается акцент на «недостаточной эффективности»: «Слід відмітити, що виробничі потужності підприємства дозволяють будувати нових літаків на рівні 24 одиниці на рік (по 1 одиниці Ан-140 і Ан-74 щомісячно). Проте, за відсутністю достатніх обсягів замовлень протягом 2002 - 2004 років ХДАВП реалізовано лише 13 літаків. При цьому, портфель замовлень на постачання літаків у вказаному періоді та на 2005 рік загалом становив лише 22 одиниці…» (письмо ГлавКРУ от 18.05.2005 № 0512/222 на имя Премьер-министра Украины).
К освещению итогов таких проверок активно привлекалась пресса, что в данном случае, наносило ощутимый ущерб государственному предприятию. Ведь газеты читают наши заказчики, довольно просто и быстро переводят с украинского на свои родные языки. А с учётом того, что авиационный рынок - очень «чувствительная материя», особенно в случаях, когда надежность или эффективность менеджмента предприятия, ответственного за поставки техники на миллионы долларов, поддаётся сомнению со стороны его же собственника. Казалось, куда проще - сделайте выводы, если что-то не устраивает - замените менеджмент и, соответственно, несите ответственность за принятые кадровые решения. В случае с ХГАПП было по другому: потоки «аналитических», а подчас просто эмоциональных и дилетантских статей, которые, призывали к «публичной дискуссии о будущем отечественного авиапрома» и постепенно создавали «критическую массу негатива».
Недаром мудрые в таких случаях говорят: «Благодарность королей всегда оставляла желать лучшего»…



На фото: трудовой коллектив, профессионально работающий на производстве, воспитанный в любви и гордости за своё предприятие, воспринял поток нескончаемой критики и «чёрного пиара» в прессе как попытку остановить завод. Возмущение сотрудников завода привело к многотысячному митингу на площади Свободы, напротив Харьковской областной государственной администрации (Харьков, 7 июля 2005 года)


Спустя несколько месяцев стало известно, что якобы «студенты» Харьковского аэрокосмического университета «ХАИ» в Харькове и Национального авиационного университета в Киеве синхронно в один день решили провести акцию с требованием моей отставки под лозунгами «Долой агента Боинга Науменко!». Активисты ХГАПП организовали альтернативные митинги (на снимках вверху). При этом, «студенты авиационных вузов» оказались фейковыми, то есть, возможно это и были студенты, но к авиации точно не имеющие никакого отношения. Когда начался их пикет в Харькове, я приехал на площадь и обратился к митингующим с предложением разобраться и не давать себя использовать со стороны анонимных «кукловодов». На моё предложение поехать на заводском «Икарусе» на завод и посмотреть, что мы и как делаем - никто не отреагировал. Все ждали 18:00 - времени расчёта за участие в пикете. Получить от организаторов 50 гривен за пару часов стояния на площади для «студентов», по всей видимости, было неплохим заработком. Честно скажу - очень не хотел бы, чтобы мои дети зарабатывали себе на жизнь таким образом (митинги в Харькове и Киеве, 1 ноября 2005 года)

Всегда задавал себе вопрос: почему чиновничество и коррупция идут рядом по жизни. Ведь коррупция начинается не с президента или премьера, а с управдома, участкового, метрдотеля, сторожа…

Коррупция сидит в мозгах, становится «частью истории и культуры» общества. Многие просто вынуждены нарушать закон и платить: раньше за какую-то справку, сейчас - за содействие в бизнесе; за то, чтобы закрыли глаза на торговлю в неположенном месте и ещё Бог знает за что…

Складывается впечатление, что кто-то невидимый очень заинтересован в том, чтобы коррупция оставалась, жила и процветала. Создаётся огромное число организаций, которые за бюджетные деньги борются против коррупции; мы становимся свидетелями громких судебных процессов, которые чем дальше, тем больше напоминают мелодраматический сериал со счастливым концом…
Но что интересно: то, что действительно уничтожает коррупцию - остается в книгах и преданиях, но не переходит в реальный мир. Как гром среди ясного неба и экономических неурядиц, стал процесс придания публичности электронных деклараций наших чиновников в 2016 году, по которым может сложиться впечатление, что мы живём в одной из самых богатых стран мира.
Не могу понять, почему главные враги коррупции: (1) сильная экономика, (2) малое число чиновников, (3) новые финансовые технологии остаются в виде недоступного «умозрительного образа».

Разве трудно, сократить число чиновников в стране в 10 раз, а оставшимся оставить лишь самые необходимые функции и повысить им зарплату в 10 раз, для начала? Вы думаете, нам станет трудно жить или что-то пойдет не так? Уверен, что Вы даже не заметите этого «кардинального сокращения».
Что же до новых технологий - Вы не задумывались над тем, зачем нам, живущим в XXI веке - наличные деньги?
Протоколы «коммуникации ближнего поля» Near Field Communication (NFC), позволяющие превратить смартфон в платежную карту; сами платежные карты, дающие возможности проводить платежи в терминале или по Интернету; наконец, системы интернет-банкинга по типу Приват 24, открывающие доступ к управлению платежными картами и осуществляющие мгновенные переводы средств со своего компьютера или смартфона на счёта любых физических и юридических лиц. Всё это позволяет полностью отказаться от использования наличных купюр как в бизнесе, так и в повседневном быту. При этом, не важно где Вы живете: в Киеве, Харькове, Львове или в далёком малолюдном селе. Да и сейчас уже совсем не принципиально сколько Вам лет: были ли Вы рождены в эпоху цифровых технологий или ещё слушали «живые» выступления Иосифа Сталина по радио. Помимо Вашей воли, Вы интегрированы в современный мир, с его достижениями, требованиями и моралью.
Как Вы понимаете: быть отсталым и изображать отсталость, не одно и то же.

Можно себе только представить: сколько миллиардов денег, лежащих в кубышках, тумбочках и чулках смогут работать на экономику, а не отлёживаться на эфемерный «чёрный день». Сколько освободится бюджетных и коммерческих средств, которые сегодня уходят, по сути, на фикцию: печать, охрана, перевозка, утилизация давно уже приговоренных технологическим прогрессом к забвению «бесполезных» бумажек, служащих как и в предыдущих веках «универсальной мерой стоимости товаров и услуг».
И, наверное, самое главное: нет наличных денег - нет бытовой коррупции, которая уродует мораль и уничтожает личность


До конца 2018 года будет прекращён выпуск новых банкнот 500 EUR (на снимке слева), а имеющие банкноты этого номинала постепенно будут изъяты из оборота. Упразднение самой крупной евробанкноты вызвано борьбой против финансирования террористической деятельности, нелегальной трудовой занятости и коррупции. Любители «евро кэша» даже стали производить позолоченную пятьсот- евровую купюру в качестве «символа собственного благополучия» (справа).
«Банкнота в 500 евро является инструментом для противозаконных действий», - пояснил президент Европейского центробанка (ЕЦБ) European Central Bank (ECB) Марио Драги Mario Draghi. Думаю, что если Украина первая в мире вообще откажется от наличных денег, все мы сможем получить уникальный шанс жить в одном из самых высокотехнологичных и передовых государств в мировой банковской сфере, что неизбежно будет способствовать росту инвестиционной привлекательности страны


Уже после своей отставки в мае 2007 года с должности генерального директора ХГАПП, я стал заниматься разработкой беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), в частности квадрокоптеров.
Тогда такие дроны делали только первые свои шаги и я с большим интересом приступил к работе.
Одним из проектов стал девайс, как бы сейчас сказали, выполненный в Apple style и которому было присвоено имя «iPlate».
Гаджет задумывался как многофункциональное устройство широкого спектра применения и одно из его базовых свойств - это обеспечение 360º-панорамной on-line видео трансляции с возможностью интеллектуального анализа, а также записи изображения и звука. Эта  функция iPlate предполагает мгновенную отправку данных на «облачный» сервер, что позволяет иметь доступ к информации вне зависимости в каких условиях видео-трансляция была получена  и что потом произошло с самим устройством или его хозяином. iPlate имеет прекрасную эргономичную форму - он настолько красив, что растворяется в пространстве офиса, приватных апартаментов или автомобиля.


iPlate мог размещаться в различных местах, но одной из наиболее интересных версий была стыковка этого устройства с платформой квадрокоптера (на схеме вверху), выполненного в том же стиле. Летающий iPlate был лёгким, компактным, мог находиться в воздухе до 40 минут. На фотографиях слева - испытания прототипа iPlate (Киев, 17 мая 2010 года)


На схеме: лекция, конференция, переговоры или даже просто вечеринка - с помощью iPlate Вы будете знать, видеть и слышать всё, даже не присутствуя на мероприятии.


На инфографике: по замыслу, гаджет можно носить с собой и устанавливать там, где нужно, например: в автомобиле, как это показано на схеме


На фото: Вы видите, что на столе находится iPlate, установленный с помощью компактного штатива. Гаджет, как бы, рекомендует: «iPlate: Я смогу Вас защитить не только от соблазна взять взятку, но и от Ваших конкурентов, которые захотят Вас подставить!». Таким образом, если с «честным чиновником» кто-то захочет организовать провокацию - то он будет спасён, чтобы не произошло с гаджетом после «наезда». Подробная видеоинформация с панорамной съемкой и со звуком уже будет храниться на недоступном «облачном сервисе»…

Чиновники, приходящие во власть, должны «иметь крылья». Потому что не страх, а именно возвышенные мысли и желание что-то реально изменить в обществе, которому они служат, могут быть настоящей, а не мнимой движущей силой. Ведь такие изменения нужно ощущать, их хочется «пощупать», а не только говорить о них.
По крайней мере, демонстрируя итоги своей работы в авиации, наша команда всегда считала главным критерием своей результативности: число произведенных и проданных на рынке самолётов.


На фото: генеральный конструктор АНТК «Антонов» Дмитрий Кива даёт пояснения во время демонстрационных полётов самолетов марки «Антонов» (Гостомель, Аэропорт «Антонов», 17 июня 2005 года)


Эта фотография была сделана во время проведения выездного заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины в Харькове. Возле председательствующего - Секретаря СНБО Александра Турчинова - стоит макет самолета Ан-140 производства Харьковского авиазавода. Ан-140 не выпускается на ХГАПП с 2006 года. Правда, в силу такой символичности, вполне вероятно, в ближайшем будущем производство первого самолета независимой Украины может быть возобновлено (Фотография из электронных СМИ; Харьков, декабрь 2014 года)

Если много говорить об авиации и при этом мало что делать, не рисковать, не принимать оперативных решений и не нести за них персональную ответственность - ничего не будет.
В Харьковском аэрокосмическом университете «ХАИ» студентов учат без малого 6 лет. Почти как врачей. Такая продолжительность учебного курса обусловлена сложностью специальности и большой мерой ответственности, которая возлагается на авиационного инженера.
Нельзя строить авиацию силами дилетантов. Думаю, что чиновникам, принимающим решения по этому поводу, не стоит забывать и об этом...

Ведь нам нужны реальные победы, взлёты, свершения, дающие оптимизм и веру в завтрашний день.
Пока этого нет. Вспомните «Романс полковника» в исполнении Валентина Гафта из фильма Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» (Мосфильм, СССР, 1980 год):

«…Мой горизонт и сумрачен и близок,
И с каждым днем всё ближе и темней.
Усталых дум моих полёт стал низок,
И мир души безлюдней и бедней».





© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: Ан-140, Ан-74, Антонов, Украина, ХГАПП, Харьков, Харьковский авиазавод
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments