pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

Земля обетованная הארץ המובטחת

В январе 2003 года моя семья узнала страшный диагноз врачей по здоровью моего отца.
Как у всех, кто оказывается в такой ситуации, у нас был выбор. Грустить, плакать, заглядывать в глаза больному в ожидании неизбежного конца - или бороться за жизнь, за каждый её день и час. Когда такая борьба становится неистовой целью, многое отступает и Божий промысел может подарить человеку радость общения с близкими, солнечный свет, запахи и чувства.

Здесь нет никакой мистики, но Израиль не случайно является тем местом, куда многие стремятся приехать хотя бы раз в жизни из религиозных, гуманитарных, научных или медицинских соображений.
Земля Иисуса Христа, первосвященников и древних царей; эмигрантов со всех уголков планеты; высоких технологий, широкой демократии, образцового патриотизма. Земля обетованная… הארץ המובטחת


Ощущения - как на другой планете… На фото: с родителями в пустыне Негев הנגב (Израиль, февраль 2003)

Моё первое посещение Израиля имело сугубо профессиональный интерес. В 1997 году мы создавали новое предприятие «ИнтерАМИ-Интерьер», которое должно было стать лучшим разработчиком и производителем интерьеров для самолетов, вертолетов, железнодорожных вагонов и всё того, что называется транспортными средствами. Нашей мотивацией по организации такого производства были убогие и несовременные интерьеры самолётов пост-советской эпохи, но для реализации такой амбициозной задачи необходимы были самые продвинутые технологии и новые технические подходы.
В то время мы решили лично посетить наиболее успешные мировые фирмы по созданию авиационных интерьеров и израильская компания Israel Aerospace Industries (IAI) התעשייה האווירית לישראל была в первых строчках нашего списка.

Несмотря на то, что IAI была основана в 1953 году и является постоянным участником наиболее известных авиационных выставок, назвать этот израильский концерн открытым - будет большим преувеличением. В какой-то степени это объяснимо: сегодня IAI является ведущим разработчиком и производителем беспилотных летательных аппаратов, некоторые из них не имеют аналогов в мире. Представьте себе спектр выпускаемых в Израиле БПЛА: от сверхмалых беспилотников IAI Ghost («Призрак») массой всего 4 кг до тяжёлых БПЛА IAI Eitan (איתן (כטב"ם с максимальным взлётным весом — 4.650 кг.
Кроме этого - производство навигационных приборов, оборудования для космических спутников, аппаратуры связи и разведки. Гражданский сектор представлен направлением по модернизации самолетов Boeing различных моделей (Boeing 737, 767, 747) в подразделении IAI «Bedek Aviation» בדק מטוסים.
Около 16 тысяч сотрудников концерна создают продукцию с годовым объёмом продаж около 3,3 млрд USD.


На фото (из электронных СМИ): линия по производству беспилотников IAI Heron концерна Israel Aerospace Industries (Израиль)


На фото: самый маленький серийный БПЛА израильского производства IAI Ghost (Призрак), в серийном производстве с 2011 года


На фото: тяжёлый БПЛА IAI Eitan (первый полет состоялся в 2004 году, в эксплуатации с 2010 года, максимальная продолжительность полета 36 часов, высота полета 4.500 м, крейсерская скорость 296 км/ч, max взлётный вес 4.650 кг, полезная нагрузка до 1.000 кг, каталожная стоимость единицы 35 млн USD)

Но одним из наиболее выдающихся проектов IAI, стало создание в 2000 году в сотрудничестве с США «многослойной» противоракетной обороны Израиля. Ключевым аспектом этой системы стала ракета Arrow, которая в самом Израиле называется либо «Хец» (חץ  - «Стрела»), либо «Хома́» (חומה - «Крепостная стена»). Эта ракета способна перехватывать вражеские цели (преимущественно ракеты), запущенные с расстояния до 3.000 км и летящие со скоростью до 4,5 км/с.


На фото: слева - возле израильского ракетного комплекса Arrow во время его первой демонстрации на авиационной выставке Le Bourget 1999 (Париж, 19 июня 1999 года), справа - ракетный комплекс в действии

В середине 90-х годов прошлого века Israel Aerospace Industries стал активно сотрудничать с рядом стран: Украиной, Грузией, Румынией и другими по внедрению передовой израильской авионики и специального электронного оборудования на летательные аппараты советского и пост-советского производства. Такими проектами стали Ан-72П - морской патруль - с авионикой и разведывательным оборудованием от IAI, а также установка нового израильского цифрового оборудования для истребителей МиГ-21 и штурмовиков Су-25.


На фото: An-72P (Ан-72П) - морской патруль с авионикой и специальным оборудованием разработки IAI (Израиль). Морская патрульная версия была создана совместно с АНТК «Антонов». Всего изготовлен один экземпляр этой модификации самолета (фотография сделана в 1995 году)


На фото: MiG-21 LanceR - IAI (совместно с другой израильской компанией Elbit) была выполнена модернизация навигационного комплекса истребителя, установлена новая импульсная доплеровскую РЛС EL/M2032 с дальностью обнаружения целей на дистанции до 70 км, станция оповещения о радиолокационном облучении, новая инерциальная навигационная система LISA 4000 и другие системы. В начале 2000-годов были модернизированы в Румынии 35 МиГ-21 LanceR A, 10 МиГ-21 LanceR B и 20 МиГ-21 LanceR C


На фото: Су-25КМ Скорпион - первый полёт самолета, модернизированного израильскими компаниями IAI и Elbit, состоялся 18 апреля 2001 года с аэродрома завода-изготовителя Тбилавиамшени თბილავიამშენი - ТАМ (Тбилисский авиазавод, Грузия). Штурмовик Су-25КМ Скорпион в отличие от своего прародителя, может вести боевые действия днем и ночью. Самолет оснащен принципиально новым бортовым оборудованием и интегрированным пилотажно-навигационным комплексом. Израильско-грузинская программа "Скорпион" не была согласована с российским разработчиком Су-25 - «ОКБ Сухого». Единственным покупателем модернизированных самолетов стал Туркменистан в качестве взаиморасчетов за ранее поставленный газ для Грузии: всего отправлено заказчику 12 Су-25МК (по состоянию на 2016 год)

Справедливости ради, нужно сказать, что кроме румынского проекта с самолетами МиГ-21 LanceR различных модификаций (было переоборудовано 65 самолетов в эту версию) - остальные проекты остались в единичных экземплярах. IAI вкладывал в разработку свои средства, по сути получая только один выигрыш - собственное развитие технологий. Ну что ж, как известно: количество всегда переходит в качество, что произошло впоследствии и в IAI. Беспилотники и ракеты от Israel Aerospace Industries стали действительно «золотой жилой», найденной в головах талантливых инженеров на основе богатейшего производственного опыта.

Кстати, в момент моего первого визита на IAI с самого начала возник простой вопрос. Один из руководителей IAI «Bedek Aviation», перед началом переговоров по вопросам интерьерных авиационных технологий, спросил меня: «Павел, скажите, какой язык выберем для наших переговоров - английский?».
Я свободно владею английским, но, почему-то в тот момент, да ещё в Израиле, мне хотелось говорить на более близком языке.
Поэтому сразу ответил: «Давайте говорить на русском» и услышал в ответ: «Русский - так русский».
После этих слов все, представьте себе - все участники переговоров - руководители известной израильской компании (их на встрече было человек семь) заговорили на чистом русском языке…

Уже потом, за обедом в заводской столовой - в Израиле принято всем есть вместе: от президента компании до дворника - руководители и инженеры IAI предались воспоминаниям.
«Я раньше работал в КБ Ильюшина», - говорил один, другой у Туполева, третий - в ОКБ Олега Антонова. Они с большим теплом вспоминали свою молодость, при этом оставались настоящими патриотами Израиля.
Именно тогда, в 1997 году, я задал им вопрос об Иерусалиме: «Согласны ли вы с утверждением, что Иерусалим является городом всего мира, который должен быть свободным, доступным для всех, находиться выше политики и границ?».

Общеизвестно что, что в соответствии с несколькими резолюциями ООН (в частности, резолюция № 194 от 11 декабря 1948 года), был установлен статус Иерусалима как муниципалитета, находящегося под международным управлением. Израиль провозгласил Иерусалим своей столицей в 1949 году после окончания Войны за независимость. В 1967 году после Шестидневной войны Израиль аннексировал Восточный Иерусалим и объединил его с Западным в единое муниципальное образование, однако это объединение не признано ООН (Резолюция Совета Безопасности ООН 478). Посольства всех стран, имеющих дипломатические отношения с Израилем, расположены вне пределов Иерусалима, в основном в Тель-Авиве, Рамат-Гане и Герцлии.

От израильских авиационных инженеров я получил на мой вопрос один консолидированный ответ: «Действительно - Иерусалим это город мира. Но наш Иерусалим мы никому не отдадим!»

Это говорили не только патриоты страны, но и ветераны многих войн за свободу и независимость Израиля, которые каждый из них прошёл лично. Такой ответ тогда вызвал у меня глубокое уважение.

Но я даже не мог себе представить, что через 17 лет убежденные противники, чья вражда основывалась на многолетней истории отношений, конфликтах и вере - могут вынужденно стать союзниками в войне против главной сегодняшней угрозы Ближнего Востока - «Исламского государства» ИГИЛ الدولة الإسلامية في العراق والشام
ИГИЛ был основан 15 октября 2006, а независимость этого «государства» была провозглашена 29 июня 2014 года. С момента своего создания ИГИЛ провозгласил идею захвата новых территорий с «концепцией» построения идеального общества. На самом деле, этой организацией, которая признана террористической во многих странах мира, были развязаны военные действия в огромном регионе. Деяния ИГИЛ представляет смертельную опасность для многих стран и их жителей, что неуклонно двигает «Исламское государство» к тотальной войне. Даже сам девиз ИГИЛа говорит об этом: باقية وتتمدد «Сохраниться и расшириться».
Уже сегодня площадь подконтрольной территории самопровозглашенному “Исламскому государству” колеблется от 40 до 90 тыс. км².


На инфографике журнала The Economist: карта подконтрольных территорий ИГИЛ и другим группировкам, принимающих участие в военных действиях в Сирии и на Ближнем Востоке. Израиль является одним из ключевых сдерживающих факторов дальнейшей активизации военного развития ситуации (Февраль 2016)

В этом мире всё рядом. Сегодня не существует места на планете, где можно было бы спрятаться от глобальных катаклизмов. Если война приходит в Ваш дом - то какое может быть спасение от ракеты или «висящего» над Вами высоко в небе ударного беспилотника?

В апреле 1998 года ХГАПП принимал участие в выставке SOFEX-1998 в Аммане - столице Иорданского Хашимитского Королевства, самого близкого соседа Израиля.
Название выставки (Special Operation Forces Exhibition) предполагало ориентацию на потребности сил специальных операций и антитеррористических подразделений. Тем не менее разработчики и производители военной техники представили на выставке широкий спектр продукции, которая востребована в регионе Ближнего и Среднего Востока.

Такие мероприятия всегда посещаются авиаторами. Ведь для того, чтобы эффективно выполнить специальную операцию нужно каким-то образом перебросить в зону кризиса или военных действий военных и благополучно доставить их обратно. В связи с этим, наш «воздушный джип» - Ан-74 - пользовался здесь большим вниманием и заслуженным успехом. Именно там, я впервые увидел будущего Короля Иордании Абдалла II ибн Хусейна, который сменил на монаршем троне своего отца - Короля Хусейн ибн Талала 7 февраля 1999 года.


На фото: самолет Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038) на стоянке Amman Civil Airport مطار عمان المدني в период проведения выставки SOFEX-1998 (Амман, Иордания, 26 апреля 1998 года)


На фото: после осмотра нашего самолёта Ан-74ТК-200 военным руководством Иордании на выставке SOFEX-1998. На фотографии видно как из самолета выходит Министр обороны Украины Александр Кузьмук, а за ним идёт глава Командования специальных операций иорданских Вооруженных сил, фельдмаршал Вооруженных сил Иордании, маршал Королевских Иорданских ВВС Абдалла II ибн Хусейн - будущий Король Иордании с 7 февраля 1999 года (Амман, Иордания, 27 апреля 1998 года)


На фото слева: Король Иордании Хусейн ибн Талал (время правления 1952-1999), на фото справа: Король Иордании Абдалла II ибн Хусейн с 1999 года


На фото: возле стенда Харьковского авиазавода на выставке SOFEX-1998. На переднем плане два министра обороны Украины: слева Валерий Шмаров (в должности с 1994 по 1996) и Александр Кузьмук (в должности с 1996 по 2001 и с 2004 по 2005) (Амман, Иордания, 27 апреля 1998 года)


Во время прогулки по городу сделал эту фотографию. Школьницы в амфитеатре Аммана хором пели песни, завершив своё выступление троекратным «Аллаху акбар!» الله أكبر (Амман, Иордания, 28 апреля 1998 года)

Министр обороны Украины Александр Кузьмук возглавлял военную делегацию Украины, которая прибыла на выставку самолетом Вооруженных сил Украины Ту-134 (регистрационный номер 63957). Как-то я разговорился с адъютантом Министра — молодым подполковником - на тему, что же они собираются подарить коронованным особам Иордании. Ведь хорошо известно, что наибольший интерес для арабских королей и шейхов представляет оружие: старинное и современное, холодное, огнестрельное, специальное…
Адъютант открыл дорогую, отделанную зеленым бархатом, большую коробку и я затаил дыхание, увидев её содержимое. Внутри находился золотой автомат Калашникова АКС-74.
Посмотрев на такую красоту, я сразу же задал вопрос: «А он настоящий?», на что получил положительный ответ. В качестве доказательства, подполковник показал комплект патронов калибра 5,45 мм, полагающихся к подарку.

Когда у нас на выставке SOFEX-1998 выдался свободный день, мы решили поехать на Мёртвое море, то есть, по сути, непосредственно на границу с Израилем.
Дорога проходила от Аммана по трассе до Моста короля Хусейна جسر الملك حسين , потом поворот налево и минут 20-30 езды до ближайшего приличного отеля, чтобы окунуться или, точнее, полежать на невероятно солёных и целебных водах Мёртвого моря, находящегося ниже на 430 метров от уровня мирового океана.


На фото: на Мёртвом море уже с израильской стороны. Вдали на фотографии - Иордания (Израиль, июль 1998)

Интересно то, что Мост короля Хусейна جسر الملك حسين , который называется ещё и The Allenby Bridge גשר אלנבי находится ровно на пол-пути между Амманом и Иерусалимом: 30 км от Аммана до моста, столько же до Иерусалима. По дороге из Аммана есть даже место, откуда вечером видно невероятно красивое свечение огромного Вечного города. В это время кажется, что на плато в Иудейских горах приземлилась какая-то необъятная светящаяся тарелка, вбирающая в себя энергию миллионов или, точнее, миллиардов людей нашей планеты.
Всего 60 км - меньше часа на машине. Подъехав к мосту, я увидел противотанковые бетонные ежи и много военных. Тогда услышал рассказ, о том, чтобы проехать по мосту в одну или другую сторону, даже для родственников - визу можно ожидать по несколько месяцев.


На фото: Мост короля Хусейна جسر الملك حسين или The Allenby Bridge גשר אלנבי. Этот мост через реку Иордан был построен в 1918 году, потом разрушен 16 июня 1946 года в ходе арабо-израильской войны и затем частично отремонтирован. В конце 1990-х годов, после заключения мира между Иорданией и Израилем, мост был перестроен с помощью японского правительства. На фото слева: мост до реконструкции, на фото справа: так мост выглядит сейчас

Улетали мы тогда из Иордании на своем самолете Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038). После взлёта с полосы Amman Civil Airport مطار عمان المدني (прошлое название Marka International Airport) мы взяли курс на Харьков. Чтобы не выйти из разрешённого воздушного пространства вблизи к израильской территории, довольно долго летели на низкой высоте, как бы сверяя свой маршрут с земными границами.

…К большому сожалению, израильские врачи полностью подтвердили диагноз, который был поставлен моему отцу украинскими докторами. Оставалось одно - бороться с помощью самых современных технологий и методов. И мы с февраля 2003 года начали такую борьбу.


На фото: Клиника Ихилов или Тель-Авивский медицинский центр имени Сураски המרכז הרפואי ת"א ע"ש סוראסק (Израиль, ויצמן 6, תל אביב יפו, 64239)

Клиника Ихилов расположена в самом центре Тель-Авива. Оборудована по самому последнему слову техники; профессиональный персонал, имеющий огромный практический опыт. Решения принимаются быстро, там есть реальное ощущение состязания за каждую секунду жизни.
На крыше клиники - вертолетная площадка. Рядом с лечебными корпусами - комфортабельная гостиница для родственников больных. Что интересно: в клинике нет обычных или привилегированных пациентов - все равны, вне зависимости кто и на каких условиях попал в больницу.

Дело в том, что для граждан Израиля, имеющими медицинскую страховку (здесь она называется Больничная касса «Амамит», «Леумит», «Мерказит», «Маккаби» и другие) - медицинское обслуживание предоставляется бесплатно. Точнее, за счет страховки. Для всех остальных - за оплату. Так вот - все, прекрасно оборудованные, палаты только 2-х местные - нет ни одноместных VIP палат, ни наших «обычных» - человек на шесть. Израильские врачи говорят по этому поводу следующее: общение позволяет быстрее выздороветь и чувствовать себя нужным в борьбе с серьёзным недугом. Исключение не делается ни для кого. Ну и приятным бонусом, конечно, был русский язык общения, на котором говорит бóльшая половина медицинского персонала.

Благодаря помощи врачей, Богом было даровано моему папе ещё два года жизни. И сегодня, от всей души я хотел бы сказать: «Тода раба» תוֹדָה רַבָּה Большое спасибо! - профессору Иосифу Клаузнеру יוסף קלוזנר и профессору Моше Инбару משה ענבר, которые до сих пор, насколько мне известно, работают и спасают жизни своих пациентов.

Рядом с Тель-Авивом, располагается старый город Яффо יפו, который был основан примерно 3.800 лет тому назад в XVIII веке до н. э. В одном из живописнейших мест этого древнего города расположен парк Абраша, в котором в середине 70-х годов прошлого века израильским скульптором Даниэлем Кафри была возведена необычная скульптура - «Ворота веры» שערי אמונה ביפו.
Один столб "Ворот веры" демонстрирует библейский рассказ о «жертвоприношении» Авраама. Второй - показывает сон Яакова, в котором ему была обещана Земля Израиля. На горизонтальном камне изображено взятие Иерихона. Под аркой этого памятника принято загадывать желания, что делает почти каждый, кто оказывается здесь. Честно Вам скажу - сбывается :-)


На фото: возле скульптуры «Ворота веры». Вдали - вид на Тель-Авив (Яффо, Израиль, 14 апреля 1999 года)

Сегодня, спустя много лет, с интересом наблюдаю за развитиям авиационных проектов концерна Israel Aerospace Industries, реализуемых в кооперации с самолетостроительными фирмами. Одним из таких проектов, на мой взгляд, является модернизация испанского многоцелевого самолета С-295 Airbus Military в версию C-295 AEW. Испытания этой модели были начаты в январе 2013 года. На самолете установлена система раннего обнаружения Airborne Early Warning and Control version with 360 degree radar dome, а также активная фазированная антенная решётка (АФАР) Active electronically scanned array (AESA), разработанная в IAI, а также другое специальное оборудование. По мнению многих экспертов, такая модернизация сможет значительно расширить круг покупателей самолета C-295.
Думаю, что близкий по размерам и лётным характеристикам украинский самолет Ан-140-100 также подходит для реализации таких, очень нужных в сегодняшних наших реалиях, проектов. Просто надо проявить инициативу и посмотреть в эту сторону, тем более опыт подобного сотрудничества уже имеется.


На фото: опытный самолет C-295 AEW в полёте


На фото: первая презентация проекта модернизации самолета C-295 AEW с участием Israel Aerospace Industries на военной авиационной выставке Royal International Air Tattoo RIAT 2011 (Глостершир, Великобритания, 16-17 июля 2011 года)

Как-то перед отъездом из Израиля во время своей очередной командировки, решил съездить в Иерусалим. Для меня, верующего православного человека, посещение этого города всегда нечто торжественное и высокое. Храм Гроба Господня (или Иерусалимский храм Воскресения Христова) - главная христианская святыня, расположена в самом сердце старого города. Это единственное место на Земле, где для общения с Богом не нужны посредники. Именно здесь сходит Благодатный огонь в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Здесь закончил свой земной путь Иисус Христос и начал своё Вознесение.

В этом городе хотя бы раз в жизни должен побывать каждый моральный человек, вне зависимости какой он веры или убеждений.



На фото: Вид на Старый город с Масличной горы הַר הַזֵּיתִים (Иерусалим, Израиль, июль 1998)

Однажды экскурсовод, который глубоко и с большим чувством рассказывал об истории Иерусалима, стоя на Масличной горе, сказал мне: «Павел, Вы чувствуете этот город? Если да - то скажите громко, обращаясь к Нему: «Здравствуй, Иерусалим!»»
Я набрал полные лёгкие воздуха и закричал: «Шалом, Ерушалаим!» שלום ירושלים…

...Да и ещё об одном.

18 апреля 2003 года в Харькове, по инициативе известного политика Александра Фельдмана, была установлена на крыше здания, стоящего на площади Конституции 18/2, скульптура «Скрипач на крыше». По замыслу создателей памятника, устремлённый к небу скрипач призван напоминать харьковчанам «об истинных талантах, которые никогда ни перед кем не склоняются».


На фото: скульптура «Скрипач на крыше» (Харьков, пл. Конституции, 18/2)

Наверняка, есть в этой истории с харьковской скульптурой ещё одно. «Скрипач на крыше» Fiddler on the Roof — один из наиболее известных бродвейских мюзиклов, который был создан на основе рассказов великого писателя Шолом-Алейхема שלום עליכם, бóльшую часть своей жизни прожившего в Украине.
Мюзикл, с момента своей премьеры, за 8 лет и 9 месяцев был сыгран на Бродвее 3.242 раза.
Главный персонаж - молочник Тевье, богатство которого составляют пятеро дочерей и их удачное замужество — единственный способ вырваться из нищеты. Полный юмора и житейской мудрости, спектакль рождает добрые семейные чувства и философский взгляд на привычные вещи. Главная сила Тевье-молочника - его мечты и постоянное желание поговорить с Богом на разные темы. Его ария «Если бы я был богатым человеком» в те годы стала шлягером, а позже была перепета многими современными исполнителями. 🎥 Кликните: послушайте и посмотрите

Будьте богатыми! Будьте счастливыми! Мазаль тов! מזל טוב


© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: israel aerospace industries, sofex, Амман, Ан-72, Ан-74, Антонов, Иерусалим, Израиль, Иордания, МиГ-21, Павел Науменко, Су-25, Украина, ХГАПП, авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments