pavelaviator (pavelaviator) wrote,
pavelaviator
pavelaviator

Дамаск. За 10 лет до катастрофы

25 июня 2004 года мы прилетели в Дамаск в отличном настроении.
Поездка проходила по решению Министерства промышленной политики Украины и нас вдохновляло потенциальное открытие нового рынка для нашей продукции.
Дело в том, что буквально месяц назад (27–31 мая 2004 года), на проводимой в сирийской столице ежегодной промышленной выставке SIMA 2004, побывал сам министр Минпромполитики Александр Неустроев. Там он с большим энтузиазмом рассказывал о возможностях авиационной промышленности Украины, в частности о самолётах, которые серийно выпускаются на ХГАПП и которые можно купить без каких-либо проблем и рисков.
Сирийцы, не откладывая планы в долгий ящик, от имени своего Министерства транспорта وزارة النقل пригласили Неустроева, а вместе с ним нашу делегацию, для демонстрации регионального самолёта Ан-140. Именно такой тип воздушного судна в то время был необходим для сирийского национального авиаперевозчика Syrian Arab Airlines.


На фото: делегация Харьковского авиационного завода вместе с нашим лётным экипажем возле монастыря Святой Феклы Равноапостольной - ученицы Апостола Павла. 55 километров к северо-востоку от Дамаска (Сирия, Маалула معلولا, монастырь Св. Феклы, 26 июня 2004 года)

Ранее, на вторую половину июня 2004 года, мы запланировали ответный визит в Азербайджан, чтобы закрепить успех киевской презентации самолета Ан-140 для Президента Азербайджана Ильхама Алиева, которая была в начале месяца. Мы верили в то, что подпишем контракт, но без полёта в Баку было не обойтись.

За два рабочих дня в Баку, 23-24 июня 2004 года, наша команда провела презентацию Ан-140 для азербайджанских специалистов, включая демонстрационные полёты и детальное обсуждение основных аспектов эксплуатации самолета.
В результате, был подписан Протокол, в котором, как в «дорожной карте», оговаривались действия ХГАПП и концерна AZAL Azərbaycan Hava Yolları (непосредственного покупателя самолетов) для подписания соглашения на поставку 4-х Ан-140-100. Впоследствии, 8 июля 2004 года такой контракт будет подписан. Это станет первой экспортной поставкой самолётов Ан-140 в истории Харьковского авиазавода.


На фото: Президент Азербайджана Ильхам Алиев в салоне самолета Ан-140 во время презентации (Международный аэропорт «Борисполь», 4 июня 2004 года)


На фото: рабочий момент презентации самолета Ан-140 для Президента Азербайджана Ильхама Алиева (слева). Второй слева - Президент концерна AZAL Джахангир Аскеров (Международный аэропорт «Борисполь», 4 июня 2004 года)


На фото: презентация самолета Ан-140-100 в Международном аэропорту имени Гейдара Алиева Heydər Əliyev adına beynəlxalq hava limanı и подписание «дорожной карты» по будущему контракту. На фотографии в центре - Министр промышленной политики Украины Александр Неустроев (слева) (Баку, Азербайджан, 23-24 июня 2004 года)

Итак, после всех проведенных встреч в Баку, на самолете Ан-140-100 (регистрационный номер UR-14007) авиакомпании «Ильич-Авиа» мы прилетели в Дамаск.


На фото: самолет Ан-140-100 (регистрационный номер UR-14007)


На фото: самолет Ан-140-100 (регистрационный номер UR-14007) в Международном аэропорту Дамаска مطار دمشق الدولي (Сирия, 25 июня 2004 года)

Сирия - одно из самых древних государств планеты, где зародилась цивилизация ещё в IV тысячелетии до н. э. Первое упоминание о столице Сирии - Дамаске - относится к 2500 году до нашей эры. Кроме того, Дамаск являлся крупным культурным и религиозным центром Леванта - общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и других) (от средневекового французского Soleil levant — «восход солнца», в традиционном переводе — Обетованная земля).


На фото: руины древнего города Босра (Bosra بصرى), исторический город на юге Сирии, основан во II веке до н. э. - археологическая достопримечательность, которая внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО


На фото: замок крестоносцев Крак де Шевалье (Krak de Chevaliers قلعة الحصن ) в 65 км от сирийского города Хомс (Homs), крепость построена в 1031 году и внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Сирия занимает важное место в истории христианства - согласно Библии, Апостол Павел принял христианскую веру по дороге в Дамаск, а потом жил в Антиохии, где ученики Христа впервые стали называться христианами.


На фото: Мечеть Омейядов (Grand Ummayad Mosque جامع بني أمية الكبير), построена в 715 году, Мечеть содержит сокровищницу, которая, по преданию, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого пророком как христианами, так и мусульманами (Дамаск)

Ислам закрепился в Сирии в 661 году, когда Дамаск стал столицей Арабского халифата. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии.

В новейшей истории, 22 февраля 1958 года произошло объединение Сирии и Египта в одно государство — Объединённую Арабскую Республику с центром в Каире. Президентом нового государства стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер جمال عبد الناصر, но сирийцы также занимали многие важные посты.
После роспуска сирийских политических партий, по решению Каира, в Сирии постепенно нарастало недовольство таким объединением. Сирийцы считали, что все ведущие позиции заняли египтяне, а жители Сирии находятся в ущемлённом положении. Как следствие, 28 сентября 1961 года в Дамаске, под руководством группы офицеров, произошёл государственный переворот, что положило начало разъединению Египта с Сирией и созданию Сирийской Арабской Республики.
Затем была череда переворотов и гражданских конфликтов и, в результате, 23 февраля 1966 года, уже после пятого за 4 года переворота, к власти в Сирии пришли Салах Джадид صلاح جديد и Хафез аль-Асад حافظ الأسد.
В 1967 году, в ходе Шестидневной войны, Голанские высоты были оккупированы Израилем. Удары израильской авиации в ходе войны нанесли огромный ущерб экономике Сирии. Неспособность правительства обеспечить восстановление промышленности после войны привела к антиправительственным акциям в 1968 - 1969 годах.

Уже с 1971 года власть в полном объеме перешла к, бессменному правителю Сирии в течении последующих 30-ти лет, Хафез аль-Асаду - отцу нынешнего Президента Сирии (с 17 июля 2000 года) Башар аль-Асада بشار حافظ الأسد.


На фото: в Сирии везде можно увидеть портреты отца и сына аль-Асад - дань азиатской властной традиции (Международный аэропорт Дамаска مطار دمشق الدولي, Сирия, 25 июня 2004 года)

После того, как Хафез аль-Асад стал главой государства и объявил о социалистическом пути развития, Сирия стала основным союзником Советского Союза на Ближнем Востоке. С этого момента Москва оказывает Сирии помощь в модернизации экономики и вооружённых сил. Именно тогда, в 1971 году, появилась у СССР (затем перешла по наследству к России) военная база на сирийском побережье или как она называется официально «Пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе». Сегодня база состоит из двух плавучих причалов, плавучей мастерской, административного здания, казармы, двух хранилищ и различных хозяйственных объектов на суше.


На фото: Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев (слева) и Президент Сирии Хафез аль-Асад حافظ الأسد перед подписанием Договора "О дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Сирийской Арабской Республикой" (подписание договора состоялось 8 октября 1980 года, ратификация - 14 ноября 1980 года)

Немаловажным фактором также стала дружба Сирии и Исламской республики Иран после открытой поддержки сирийцами иранской стороны в ирано-иракской войне 1980 - 1988 годов.


На фото: во время визита Президента Сирии Хафез аль-Асада حافظ الأسد в Иран (1989)

В этот период Харьковский авиационный завод выпускает в рекордных объёмах пассажирские самолеты Ту-134. Через Всесоюзное экспортно-импортное объединение «Авиаэкспорт» самолёты продаются в различные страны. За всё время производства, было продано только на экспорт 134 самолетов Ту-134 (бывают же нумерологические совпадения!) в 14 стран: Югославию, Мозамбик, Болгарию, ГДР (Германию), Чехословакию, Венгрию, Польшу, КНДР, Сирию, Кампучию (Камбоджу), Анголу, Монголию, Вьетнам, Афганистан (без учёта пост-советских и пост-югославских государств). Всего же было произведено 854 самолетов типа Ту-134.

В период 1982-1984 годов в Сирию для авиакомпании Syrian Arab Airlines было отправлено 6 самолетов Ту-134 (на сегодня 4 самолета летает, а 2 находится на хранении). Это были модификации Ту-134Б-3 (бортовой YK-AYA, серийный номер 63-30), а также YK-AYB / 63-31, YK-AYC / 63-27, YK-AYD / 63-28, YK-AYE / 63-48, YK-AYF / 63-49.
Удивительное дело, но все эти самолёты, наряду с Boeing 737, приписаны к 585 эскадрилье ВВС Сирии с базированием на Авиабазе Damascus (International), иными словами в Международном аэропорту Дамаска مطار دمشق الدولي.


На фото: самолет Ту-134Б-3 (регистрационный номер YK-AYB, серийный номер 63-31, заводской номер 63994). Изготовлен на Харьковском авиационном заводе и поставлен в Сирию в 1982 году. Летает по сегодняшний день (воздушное судно более 34-х лет в эксплуатации на март 2016 года)

Президент Сирии Башар аль-Асад, унаследовав в свои 34 года высший государственный пост от отца, начальное и среднее образование получил в Дамаске в элитном арабо-французском лицее «Хуррия» (с арабского - Свобода حرية). Затем, после окончания медицинского факультета Дамасского университета по специальности «врач-офтальмолог», работал в военном госпитале. Свою учёбу Башар аль-Асад продолжил с 1991 года в Великобритании в офтальмологическом центре Лондона Western Eye Hospital.
Западное образование и европейские традиции неизбежно повлияли на дальнейший стиль жизни будущего президента.


На фото: Президент Сирии Башар Асад с супругой Асма аль-Асад أسماء الأسد


На фотографиях чета Асад во время официальных и частных зарубежных визитов. Асма аль-Асад многими журналистами была названа «Сирийской Дианой» и «арабской иконой стиля». Асма родилась в Лондоне, в семье врача-кардиолога и первого секретаря посольства Сирии в Великобритании. У Асмы два гражданства: британское и сирийское. Она знает три иностранных языка. Училась в престижной закрытой школе для девочек, затем поступила в Королевский колледж Лондонского университета King’s College London, который окончила с отличием. Сразу после окончания колледжа получает работу в Deutsche Bank, а затем в офисе J.P.Morgan в Нью-Йорке, где участвует в проведении крупных сделок в качестве финансового аналитика

Тогда, в 2004 году, Дамаск выглядел как ближневосточный город с европейскими манерами местной элиты. Дорогие костюмы и галстуки от кутюр, женщины без хиджаба или платка (правда, на улице, куда нас с большим трудом отпускали - всё было по-другому); разговоры не только на арабском, но и на хорошем английском языке.
За всеми «правильными» и понятными для нас вещами, меня постоянно не покидало ощущение какой-то искусственности и театральности происходящего. Было впечатление, что кому-то очень хочется произвести позитивный внешний эффект без намерений серьёзного и результативного продолжения отношений.

В начале, презентация достижений украинской авиационной промышленности и, непосредственно, самолета Ан-140, проходила в правительственном Зале приёмов. Затем - все участники мероприятия переместились на взлетно-посадочную полосу Международного аэропорта Дамаска, где с удовольствием наблюдали за демонстрационным полётом нашего самолета.
После приземления Ан-140, я пригласил всех желающих на борт для воздушной прогулки над Дамаском. Желающих прокатиться на украинском самолете возглавил сам Министр транспорта Сирии Макрам Эбейд Makram Obeid مكرم عبيد из кабинета Премьер-министра Мухаммеда Наджи аль-Отари محمد ناجي عطري, находящегося у власти с 2003 по 2011 год.

Надо сказать, что Ан-140 очень понравился нашим VIP пассажирам. Это трудно подделать - было видно и по глазам, и по эмоциям в словах благодарности, которые после полёта были адресованы нашим лётчикам, конструкторам и инженерам.


На фото: во время «теоретической части» презентации Ан-140 в правительственном Зале приёмов. На фотографии в центре, слева - направо: Министр транспорта Сирии Макрам Эбейд مكرم عبيد, Министр промышленной политики Украины Александр Неустроев (в должности с 2004 по 2005 год) и Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Сирийской Арабской Республике Владимир Коваль (Дамаск, 26 июня 2004 года)


На фото: презентация возле самолета Ан-140 в Международном аэропорту Дамаска и во время полёта над сирийской столицей. На фотографии в центре - Николай Нагорный (на фото слева), в то время Первый секретарь Посольства Украины в Сирийской Арабской Республике, а с августа 2010 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Ливии (26 июня 2004 года)

Все этапы нашего мероприятия снимались местными журналистами и затем широко освещались на сирийском ТВ и в газетах.
Мы отработали свою «рекламную» программу по полной. Нас благодарили, нами восхищались - и всё.
На словах - заверения о том, что «мы вот-вот купим ваши самолеты», что «нас практически всё устраивает» и «реализация наших планов - вопрос самого ближайшего будущего, тем более, что для национального авиаперевозчика Syrian Arab Airlines крайне необходимы самолеты класса Ан-140 для обеспечения региональных перевозок»…
Но - ни единого подписанного документа и никаких гарантий.

У меня было такое впечатление, что мы что-то не учли или не додумали.
Как впоследствии стало ясно, ситуация была намного сложнее.

Спустя 2 года, для участия в промышленной выставке SIMA 2006 и в надежде заполучить выгодный контракт, российский авиапром снаряжает аэробус Ил-96-300 вместе с большой делегацией авиационных специалистов. Огромный самолет, рассчитаный на перевозку 300 пассажиров, был направлен для показа в Дамаск.
Если в нашем случае мы были удостоены внимания Министра транспорта, то на Ил-96 приехал посмотреть сам Премьер-министр Наджи аль-Отари محمد ناجي عطري.
Как потом в прессе заявил российский представитель: «Насколько я понимаю, на сегодняшний день либо принято, либо окончательно дозревает политическое решение по использованию самолетов типа Ил-96 в национальной авиакомпании».

Как Вы, наверное, догадались - с самолетом Ил-96-300 итог был тот же: слова, обещания и ничего более. Почему?


На фото: Ил-96-300 в полете

Сирия всегда стремилась к достижению наиболее выгодных для себя условий подобных сделок. Сирийцы были заинтересованы, прежде всего, в поставках вооружений, а гражданские самолеты из Украины и России, скорее всего, служили своего рода приятной «приманкой» и не более.

Ведь мы тогда говорили о поставках новых самолетов, а они стоят дорого, требуют создания за свой счет базы технического обслуживания, обучения авиационных специалистов и тому подобное.
Проводя дружеские встречи с нами, сирийские официальные представители на практике брали в лизинг на выгодных условиях самолёты европейских производителей для тех же Syrian Arab Airlines или как ещё они называли эту авиакомпанию - Syrianair. В этот же период, в Сирию поступали самолеты Airbus A320 (ЕС), Boeing 737, Boeing 747 (США), ATR 72 (Франция-Италия). Это были далеко не новые машины, часть из которых из старых запасов, но пробить брешь для наших гражданских самолетов в этой стране мы так и не смогли.

Сегодня, спустя более 10-ти лет после тех событий, мы видим, что Сирия стала полигоном для демонстрации оружия многих производителей и разных годов выпуска. Но, в отличие от нашей «воздушной прогулки» над Дамаском в 2004 году, которая преследовала рекламные цели для продвижения пассажирского и сугубо мирного Ан-140 - сегодня реклама оружия в этой стране приводит к гибели многих тысяч гражданских людей. Всего, по оценкам ООН, за время войны в Сирии с 15 марта 2011 года погибло 115 тысяч человек и 13 миллионов (из 20 млн населения) стали беженцами - в своей стране и за её пределами.


На фото: виды сирийского города Алеппо حَلَبُ до гражданской войны (слева) и как город выглядит сейчас


На фото: монастырь Св. Феклы в Маалула معلولا, недалеко от Дамаска (55 км на северо-восток). В начале этой статьи я поместил фотографию с нашей украинской делегацией в этом месте. В сентябре и декабре 2013 года Маалула захватывалась боевиками. Во время декабрьского нападения, в монастыре был устроен погром и захвачены в заложники 13 монахинь и 3 послушницы вместе с игуменьей Пелагией (Сайяф). Монахини пробыли в плену у боевиков около 100 дней и при посредничестве ливанских спецслужб были обменены на родственников террористов

На основе данных Центра Картера (The Carter Center - неправительственная организация, которая была основана в 1982 году бывшим президентом США Джимми Картером James Earl "Jimmy" Carter Jr. и его супругой Розалин Картер Eleanor Rosalynn Smith Carter) - была создана во всемирной сети интерактивная карта подконтрольных территорий в Сирии. При этом Вы можете видеть какая там ситуация сегодня и как она развивалась в недавнем прошлом.


На инфографике: скриншоты карты подконтрольных сирийских территорий с января 2015 по март 2016 года. Данные Carter Center (США)

8 февраля 2016 года российский посол в Сирии Александр Кинщак заявил, что Россия поставляет Сирии вооружения «безвозмездно либо на льготных условиях».

Может быть именно в этом и состоял «стратегический замысел» сирийцев?
Ведь только сейчас активировались старые контракты с российским ВПК, которые были заключены в разные годы и которые были объектом дипломатических нот и эмоциональных нападок со стороны американской администрации.
Это и планы поставок из России в Сирию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31Э, по контракту заключенному в 2009 году; это и нашумевший контракт на 36 учебно-боевых самолетов Як-130 на общую суму 550 млн USD с планами реализации поставок в 2016-2017 годах. Кстати, этот самолёт сегодня является, по сути, настоящим многоцелевым истребителем эконом-класса стоимостью в 5-6 раз дешевле традиционных машин аналогичного назначения. Небезынтересно, что двигатели для Як-130 - АИ-222-25 - разработаны в ЗМКБ «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко (Запорожье).


На фото: по сообщениям российских блогеров - первый полёт самолета Як-130 с заводским номером 130.11.01-1303, изготовленного Иркутским авиационным заводом для ВВС Сирии (11 октября 2015 года)


На фото: а так выглядит Як-130 с вооружением на крыльевых подвесках


На фото: перевозка партии Як-130. Фотография сделана при отправке самолетов заказчику в Алжир на транспортном самолете Ан-124 «Руслан». Через несколько часов «товар» будет на месте (2015)

Что касается слов посла о «безвозмездных поставках»
Есть здесь определенная недомолвка и лукавство.
Дело в том, что после операции Воздушно-космических сил РФ в Сирии заметно вырос интерес иностранных военных к российским новым самолетам. Например, уже в конце этого года Россия планирует поставлять истребители Су-35 в Китай в рамках сделки на поставку 24 таких самолетов в Поднебесную на сумму около 2 млрд USD. Или контракт с Индонезией на продажу 10-ти Су-35, подготовленный к подписанию уже в марте 2016 года и ряд других проектов.
Так что, о «бескорыстии», как Вы понимаете, здесь говорить не приходится.

Вопрос в другом: когда же в Сирии, наконец, закончится эта мясорубка и почему вообще всё это стало возможным?
Был ли сирийский конфликт следствием 45-летнего «монархического» правления семьи Асадов или война уходит своими корнями в многовековое противостояние суннитов и шиитов - покажет время. А может быть, всё это окажется картой, которая разыграна была кем-то извне?

Ведь далеко не всегда умение искусно носить костюм от Brioni будет гарантировать европейскую деловитость и общепризнанную мораль его владельца.
Как известно, не обязательно то - что кажется очевидным - таковым является на самом деле…

В 1989 году, тогда 20-летний любимец украинской (и не только) публики Сергей Сивохо, выступая за команду КВН Донецкого политехнического института, исполнил песню-пародию «Шлягер о розах». Там были такие слова:

В далёком Бискайском заливе,
Где золото моют в горах -
Бродяга выращивал розы,
А рос исключительно мак!


Именно поэтому для нас, та далекая поездка в Сирию в 2004 году, была весьма полезна. По крайней мере узнаёшь: Who is Who.


© Павел Науменко Pavel Naumenko
Tags: azal, Ан-140, Ан-140-100, Асад, Баку, Дамаск, Ил-96-300, Павел Науменко, Сирия, Су-35, Ту-134, Украина, ХГАПП, Харьковский авиазавод, Як-130
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments